Кто на самом деле написал романы Дюма

Александр Дюма-отец — один из самых плодовитых и читаемых французских авторов XIX века. Его романы печатали огромными тиражами, а читатели ждали продолжений как газету. Но мало кто знает, что не все романы были написаны им. «‎Рамблер» расскажет, как он зарабатывал на подставных авторах.

Кто на самом деле написал романы Дюма
© ZU_09/iStock.com

Дюма был невероятно популярен. Его «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо» и десятки других исторических романов выходили сериями в газетах и журнальных выпусках. Спрос на продолжения был таким, что издатели требовали новые главы чуть ли не ежедневно.

Чтобы справиться с таким потоком работы, Дюма придумал свою модель производства: он набирал историков, архивистов, журналистов и молодых писателей. Эти помощники подбирали сюжеты, собирали исторические данные, делали черновики, а Дюма утверждал их или переписывал в своем фирменном стиле.

Главный соавтор — Огюст Маке

Самый известный и талантливый его соавтор — Огюст Маке. Именно Маке нередко разрабатывал планы романов, писал первые версии глав и занимался исторической частью.

При этом Александр Дюма правил тексты, добавлял остроумные диалоги, харизматичные сцены и делал текст по-настоящему своим. Но имя на обложке оставалось только одно — его собственное.

От Комо до Монмартра: места, вдохновившие художников и писателей

В этом симбиозе отражается творчество и жесткий деловой расчет. Маке писал много черновой работы, а Дюма продавал результат под своим брендом. Маке позже даже судился за авторские права — и хотя формально выиграл право называться соавтором некоторых текстов, слава и деньги остались у Дюма.

Литературная фабрика как бизнес

Дюма открыто говорил, что на одних романах не проживешь — нужно работать быстро и много. Так он собрал целую команду. Молодые писатели приносили идеи, планы, черновики. Дюма платил им за заказы.

В то время это не считалось таким уж большим грехом: подобным образом работали и другие популярные авторы. Но масштаб Дюма был уникальным. Он мог одновременно вести работу над несколькими романами, пьесами и даже гастрономическими книгами.

Соавторы экономили время: делали рутинную подготовку, набрасывали диалоги и сцены. Дюма уже доделывал текст, улучшал стиль, превращал черновик в роман. Эта модель позволила Дюма стать самым читаемым автором Франции и одним из первых «брендов» на книжном рынке.

У Дюма был огромный дом, где стояли длинные столы, а за ними сидели люди с чернилами и перьями. Они работали как настоящая редакция — кто-то редактировал, кто-то подбирал документы, кто-то писал сцены.

Критика и скандалы

Такой способ работы вызывал насмешки и критику коллег. Пресса писала, что Дюма «выжимает» из подмастерьев, а затем присваивает их труд. Оппоненты упрекали его в эксплуатации и нечестности.

Однако сам Дюма не особо скрывал способ своего заработка. Для него это был совместный труд, но с полным правом подписывать книги своим именем.

Многие читатели знали о его «фабрике», но это не уменьшало популярности романов. Легенда о гении, который мог выпускать по несколько глав в день, лишь подогревала интерес.

Сегодня многие исследователи признают вклад соавторов — особенно Маке. В переизданиях и научных работах его имя часто ставят рядом с именем Дюма.

Но окончательное слово остается за читателями. Несмотря на коллективный труд, стиль Дюма легко узнается. Его юмор, диалоги, напряженные сцены и колоритные герои сделали романы бессмертными. Так что можно спорить о справедливости модели, но ее результат — огромная библиотека приключенческих романов, которые читают до сих пор.

Ранее мы писали про известных писателей и их неизвестные работы.