Инсценированная смерть и обращение к Богу: тайна гибели Александра I
Почти сразу после смерти царя возникли слухи, что он не умер, а инсценировал свою кончину, чтобы удалиться в монашество под именем Федор Кузьмич. На протяжении почти двухсот лет эта версия сохраняет популярность. Но правда ли это? Читайте в материале «Рамблера».
Александр I отправился в Таганрог в сентябре 1825 года — в несезон и без видимой необходимости. Объяснение звучало странно: царь якобы устал от службы и хотел устроить отдых своей жене, Елизавете Алексеевне. Он въехал в город практически инкогнито, без привычной свиты, и поселился в скромном доме.
Почти сразу он начал жаловаться на слабость, у него поднялась температура, развились признаки воспаления. Через два месяца, 19 ноября, императора не стало. Официально он умер от «нервной горячки» — в условиях слабой медицины и плохой диагностики это определение могло означать что угодно: от малярии до брюшного тифа.
Ни аристократия, ни дворцовая гвардия не были подготовлены к его внезапной смерти. Отсутствие телеграфа и централизованной связи затруднило распространение новостей, и в Петербурге несколько дней не знали, как реагировать. В это же время началась цепь событий, приведшая к восстанию декабристов. Все происходило слишком быстро, слишком неконтролируемо. Подозрение укреплялось.
Гонка за бессмертием или жаждущие жить вечно монархи
Загадочное погребение
Когда тело Александра I привезли в Петербург, его гроб был запаян и не подлежал вскрытию. Даже ближайшие родственники не видели тела. По официальной версии — из-за начавшегося разложения и невыносимого запаха. Однако свидетельства противоречивы: есть упоминания, что тело выглядело «на удивление свежо», а запайка произошла по настоянию отдельных придворных.
Кроме того, в воспоминаниях некоторых современников говорится, что сам гроб выглядел необычно — «слишком легким» для массивного мужчины. Некоторые офицеры якобы слышали «звуки перемещения» внутри. Все это порождало версии о подмене тела и тайном бегстве.
Федор Кузьмич: монах с тайной биографией
В 1836 году в Сибири появился загадочный старец по имени Федор Кузьмич. Его арестовали в Красноярске за отсутствие паспортов и подозрение в бегстве с каторги. Он не отрицал своей «вины», но и не объяснял своего прошлого. Власти выслали его в Томскую губернию, где он вел скромную жизнь отшельника, давая наставления, молясь и переписывая религиозные тексты.
Скоро вокруг старца сложился ореол святости. К нему приходили за советом, его приглашали в дома купцов и чиновников, а переписка его была не по силам человеку без высшего образования. Он знал иностранные языки, имел «царскую» манеру держаться, говорил об устройстве Европы и армии как очевидец. При этом Федор Кузьмич всегда уклонялся от рассказов о прошлом, повторяя лишь: «Зачем вам это знать».
Он умер в 1864 году в Томске. Уже тогда поговаривали, что это был сам Александр Павлович.
Странные совпадения
Историки обращают внимание на десятки совпадений между биографией Александра I и личностью старца:
- Почерк. Экспертиза почерка Федора Кузьмича, проведенная в XX веке, показала «существенное сходство» с почерком императора.
- Царская речь. Многие очевидцы писали, что старец говорил «как государь», с особым ударением, благородной интонацией, со вставками французской лексики.
- Связи. Его навещали потомки декабристов, бывшие дворяне, дети генерал-губернаторов. Некоторые приезжали к нему, как к старому знакомому.
- Письмо Елизаветы Алексеевны. Вдова императора в переписке с духовником якобы писала, что муж «обрел путь к искуплению». По неподтвержденным данным, она сама хотела постричься в монахини.
- Царские подарки. В келье Кузьмича после его смерти нашли предметы, которые не мог получить простой странник: дорогие серебряные кресты, книги с личными подписями высокопоставленных лиц, иконы из императорских мастерских.
Почему Александр мог инсценировать смерть?
Царь прожил насыщенную и противоречивую жизнь. Он пришел к власти в результате переворота, в котором погиб его отец Павел I. Несмотря на официальное отречение от участия, Александр чувствовал свою вину. Современники отмечают его склонность к мистике, религиозному покаянию, поиску смыслов за пределами власти.
Он был уставшим и разочарованным человеком: военные победы 1812–1815 годов обернулись сложной дипломатией, консерватизмом и ростом политической напряженности. Александр отдалился от либеральных реформ и все чаще говорил о необходимости духовного очищения.
Кроме того, император был знаком с подобными прецедентами. В истории России уже были примеры ухода царей в монашество — вспомним Василия III и Ивана Грозного. Кроме того, к моменту его смерти в Европе были популярны идеи отказа от светской жизни во имя искупления грехов.
Что думают историки?
Нельзя утверждать с уверенностью, что Александр I действительно умер как монах. Историческое сообщество не пришло к единому мнению. Архивы, которые могли бы дать прямые доказательства, либо недоступны, либо уничтожены. Официальная версия — Александр I умер в Таганроге от тифа. Альтернативная — он поставил точку в политической жизни, инсценировал смерть и стал отшельником.
Некоторые исследователи считают, что Федор Кузьмич мог быть другим человеком — возможно, бывшим офицером, которого защищали по приказу сверху. Но косвенные признаки продолжают подогревать интерес: необычные биографические детали, совпадения, необычная осведомленность и почти мистический ореол вокруг фигуры старца.
Ранее мы писали, из-за чего на самом деле умер Пушкин.