Юрий Белов: "Неподдающийся" на экране и депрессивный в жизни
Юрий Андреевич Белов родился 31 июля 1930 года в Ржеве Тверской области. В истории Великой Отечественной войны Ржевская битва (осень 1941 года – весь 1942 год – март 1943 года) стоит особняком как серия наиболее жестоких стратегических операций. Негласно она считается тяжелейшим сражением той в принципе немилосердной войны. Но к Юрию Белову и членам его семьи Ржевский "котёл" не имел прямого отношения. Отец мальчика был военным лётчиком, семья часто переезжала с мест на место, Юрий взрослел и в Калининграде, и на Курилах. Говорят, в детстве он был очень "лёгким" заводным человеком, умевшим сплотить вокруг себя и развеселить любую компанию. Потому его мама не сомневалась: Юрий станет артистом. Мамино предвидение оправдалось. Юрий сразу после школы поступил во ВГИК и окончил мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Борис Бибиков разглядел в нем гигантский потенциал еще на вступительных экзаменах – и час не отпускал парня, требуя показывать все новые номера. И поначалу в творческой биографии Юрия Белова всё шло гладко. Он выпустился в 1955 году и буквально через год "проснулся знаменитым" благодаря роли Гриши в бессмертной комедии "Карнавальная ночь". Кадр из фильма "Карнавальная ночь" 1956 г. Фото: Дзен-канал "Интересная жизнь с Vera Star" На протяжении следующих семи лет один за другим в кинотеатры вышли фильмы с "лицом" Белова, которые сделали его узнаваемым на улицах и всеобщим любимцем. В лентах "Девушка без адреса", "Весна на Заречной улице" он исполнял неглавные, но крупные роли второго плана, оттеняя центральных персонажей своим жизнелюбием, обаянием, дурашливостью. Главные роли в комедиях "Неподдающиеся" и "Королева бензоколонки", где напарницей Юрия была молодая, но постарше него актриса Надежда Румянцева развили этот неунывающиё кинематографический облик – но и сыграли злую шутку с самим артистом. С Румянцевой у него начался многолетний изматывающий роман, сначала в виде односторонней любви (Надежда вышла замуж, и Юрий не смел рушить семью), затем взаимный… но эти отношения опоздали. На фоне сложностей в личной жизни Юрий часто впадал в депрессию. Коллеги по работе отмечали, что полный, казалось бы, сил и пышущий здоровьем мужчина вне экрана – человек не от мира сего. Ходили слухи о попытке и даже попытках наложить на себя руки. По крайней мере, в середине 1960-х годов Белов полгода провел в психушке. Причины туманны: то ли очередной суицид, то ли шуточка о Никите Хрущёве, который, несмотря на развенчание культа личности Сталина, юмора в свой адрес тоже не любил. А после такого лечения, к сожалению, режиссеры стали сторониться артиста, полагая его непресказуемым, то есть ненадежным. Кадр из фильма "Неподдающиеся" 1959 г. Фото: Дзен-канал "Интересная жизнь с Vera Star" Подробная версия несчастной жизни Юрия Белова описана здесь . Не беремся утверждать, все ли в ней справедливо. Но самые характерные эпизоды жизни Юрия Андреевича общеизвестны. Он смог устроиться в Театр-студию киноактёра и сыграл там Жоржа Милославского в спектакле "Иван Васильевич" по пьесе Михаила Булгакова – его исполнение оценила сама муза писателя Елена Сергеевна, сказав, что ее муж ровно такого обаятельного вора и закладывал. И в этом театра Юрий встретил Светлану Швайко, которая стала его женой и матерью их сына Святослава. Брак поначалу казался благополучным, но потом "покатился по наклонной", как и сам артист. В течение 1980-х Белов получил лишь четыре эпизодические роли, что вновь ввергло его в пучины депрессии. И пил, конечно. То ли ролей не давали из-за этого – то ли топил горе в стакане, когда не было работы. Чтобы кормить семью, Юрий Андреевич "бомбил" на своем "Москвиче". Так что из Театра киноактёра Белов тоже ушел, да и с широких экранов пропал. Говорят, порой к нему случайные прохожие бросались с вопросами, почему он перестал сниматься. Такие разговоры еще больше расстраивали Белова… Юрий Белов в фильме "Стоянка поезда - 2 минуты". Фото: en.kinorium.com. В фильме "Стоянка поезда — две минуты" в 1972 году Белов сыграл свою последнюю главную роль. Он выглядел уже немолодым человеком, что не соответствовало 42 годам. В итоге в детском хите "Про Красную Шапочку" 1977 года 47-летний Юрий Андреевич появился в образе… дедушки. Но по сравнению с тем, что далее вплоть до смерти он не снимался и не играл вообще ни в каких проектах и перебивался случайными заработками, это казалось огромным успехом. Жалко, что финальным. Юрий Белов в фильме "Про Красную Шапочку". Фото: ru.kinorium.com Смерть Юрия Белова последовала практически в новогоднюю ночь: 31 декабря 1991 года. Жена к тому времени уже ушла от него вместе с сыном, потому что у Белова окончательно испортился характер, и, по словам близких, он вел себя как настоящий домашний тиран. Но Светлана периодически навещала бывшего мужа, готовила еду, старалась обеспечить быт – хотя Юрий Андреевич при ее визитах упорно молчал, не желая разговаривать с "предательницей". В тот Новый год Светлана пыталась позвать Юрия Андреевича к ним с сыном на небольшое застолье, отправила за ним Святослава. Но ребенок вернулся один. Заподозрив неладное, женщина пошла к Белову – и нашла его мертвым. Сердце не выдержало. В праздники "труповозка" работала плохо, Светлана провела наедине с покойным супругом почти сутки. Вскоре Белова очень скромно похоронили на Кунцевском кладбище Москвы, участок № 10. Бывшая жена пережила его всего на семь лет, ее погубил рак. Могила Белова. Фото: Википедия Мистически настроенные люди считают, что Юрий Белов "забрал" с собой тех немногих, кому он был дорог. Этим можно объяснить раннюю смерть Светланы. Однако судьба их отпрыска Святослава оказалась еще более "запущенной", чем жизнь отца. В "нулевые" годы в одном из ток-шоу появился этот неопрятный старообразный человек… 36 лет от роду и рассказал о том, что утратил жилье, бомжует, пытается устроиться в монастырь… Затем выходили в СМИ публикации о том, что Святослав Белов жил в обители как послушник, о его попытках создать семью, о том, что его жена тоже выставила из дома за пьянство… В последние годы Святослав Белов, что называется, пропал с радаров. Никто не знает, жив он сейчас или нет. Может быть, это какое-то наследственное проклятие. А может, все прозаичнее, и человек сам распоряжается своей судьбой. Чтобы не заканчивать юбилейную статью на горькой ноте, вспомним об одной привычке Юрия Андреевича. В зрелые годы он постоянно пересматривал свой лучший фильм – "Карнавальную ночь", любовался своей молодостью и заново переживал ощущение светлого открытого будущего. Давайте и мы пересмотрим этот старый добрый фильм и порадуемся, что он и другие комедии с Беловым остались в золотом фонде отечественного кино.