«Иногда дети спрашивают, зачем я забрал чужого ребенка»: будни казанского клоуна Руслана Риманаса
Пеннивайз, Юрий Никулин и Рональд Макдональд — те, о ком вы не прочтете в этом тексте, потому что его главный герой — Руслан Риманас, казанский клоун с балетным прошлым, которого можно встретить в Кремле, MOÑ и других знаковых местах. Сегодня он на e-Kazan, чтобы рассказать, с чего начался его путь, как проходят будни клоуна и чем клоунада отличается от театра. Передаем ему слово.Невозможно просто работать клоуном, нужно быть им Это моя основная работа, моя основная линия жизни, потому что клоунада — это то, чем я живу и что очень люблю. Известный итальянский клоун Дэвид Ларибле, когда мы ходили к нему на мастер-класс, говорил, что когда у актера спрашивают, кто он, можно услышать: «Я работаю актером: сегодня я играю эту роль, завтра — вот эту». Когда у клоуна спрашивают о профессии, получают ответ: «Я клоун. Невозможно работать клоуном, нельзя просто надеть костюм и стать им. Нужно быть им». Так что мой путь клоуна, как мне кажется, начался с рождения. Учился я в хореографическом, но не закончил и перешел в театральное. Здесь благодаря своему мастеру Рустаму Фаткуллину я и окунулся в этот жанр. Понял, что это мое, что могу также в пластике существовать и рассказывать свою историю, но при этом без академизма балета. После театрального поехал во Францию в творческую лабораторию «Желтая мельница» Славы Полунина, стал выпускником проекта «Сад дураков» от института «Новый клоун» Джанго Эдвардса и «Академии дураков» Славы Полунина. Вообще, я посещал разные мастер-классы ведущих клоунов мира и России и даже сам организовывал их в этом году.Парк — сцена. Кремль — тоже сцена Увидеть меня в образе можно на площадках фонда «Живой город», например, в MOÑ. В летнее время, да и в зимнее тоже играю уличные спектакли на территории Кремля и в парках. Определенного графика нет: получается совмещать и семейную жизнь, и клоунаду. Если это день спектакля, то с утра нужно приехать на площадку, чтобы подготовить место, переодеться, загримироваться и выступить. Потом в обратном порядке: все снять, сделать демонтаж и поехать домой. Премьеры готовим с моей командой. Первые дни у нас всегда идет обсуждение, потому что клоунада для меня — это сотворчество: важно предложение каждого человека в коллективе. Мне кажется, отличие клоунады от драматического искусства в том, что роль в театре могут сыграть два-три состава, а клоун — это все-таки самостоятельная единица. В клоунаде не может быть составов, каждый уникален и под каждого пишется определенная история.Нас, клоунов, очень мало в России Мы все друзья. Когда ездим на фестивали уличных театров, всегда очень интересно посмотреть на коллег: у каждого свой стиль, работа с голосом, уровень юмора, интерактив со зрителем. Это обмен опытом и знаниями. Нас, клоунов, очень мало в России, поэтому такие моменты важны. Отличие клоунады от театра, да и вообще любой науки, наверное, в определенных правилах. Если в математике есть законы, в театре — Станиславский и определенные способы игры, то в клоунаде у каждого клоуна, особенно с большим опытом, есть свое представление по поводу того, как общаться со зрителем. Обучаясь у разных мастеров, ты собираешь свое по крупицам, по пазлам, по кирпичикам. От каждого берешь то, что нужно именно тебе, выстраиваешь свою дорогу и делаешь так, как правильно именно тебе. Ребята из моей команды — выпускники театрального училища. Мы как-то вместе всему научились и у меня получилось привлечь в этот жанр прекрасную артистку Алену Шишкину, которая сделала теперь сольный спектакль. Теперь нас двое в Казани. Но я также знаю, что у нас есть больничная клоунада и больничные клоуны — мне кажется, их прям хорошее количество. Не знаю, сколько точно, но точно больше, чем один или два. Например, прекрасная Екатерина Гурьева — она для меня главная больничная клоунесса Казани, с которой мы тоже очень дружим. А цирковые клоуны, если не ошибаюсь, у нас всегда приезжие артисты. Я не цирковой и очень мало с этой историей связан, хотя очень хочется попробовать себя на манеже.Я и бухгалтер, и пиарщик, и директор Так как я самостоятельный артист и не привязан к театру, самое сложное сейчас — управлять всем одновременно. Ты и бухгалтер, и пиарщик, и директор, и продюсер, и артист, и тур-менеджер. Сочетать в себе несколько профессий, контролировать все и вся непросто. Думаю, мне уже в скором времени понадобится ассистент, который поможет меня чуть-чуть разгрузить и даст возможность еще больше окунуться в творчество. Самая легкая и приятная часть работы, конечно же, выступать и видеть горящие глаза зрителей. В июле в Кремле прошел фестиваль «Ожившие легенды и сказания», и мне было очень приятно побывать там в качестве идейного вдохновителя, спикера и артиста. Так вот, на этом фестивале я сформулировал такую мысль: для меня очень важно, чтобы после спектакля внутренний огонек хотя бы одного зрителя стал светить еще ярче. Недавно мы с командой показали «Семейные заморочки» в Альметьевске. В конце спектакля увидел, как большой взрослый дядька пускает слезинку светлой грусти — было видно, как мы смогли достучаться до его сердца.Уличный зритель самый избирательный Выступления бывают самые разные, но уличные, конечно же, сложнее. В театр люди пришли по билету, они потратили деньги, а на улице зритель самый избирательный и неподкупный — он не покупал билет, и у него всегда есть возможность уйти. Заинтересовать зрителя и оставить его с собой в этой истории — одна из сложнейших задач. Хотя бывает и в театре тоже: приходят зрители — одни с первой же секунды начинают хохотать, дают отклик, а другие приходят «побороться». Такие немного закрытые люди дают возможность попробовать до них достучаться, открыть их дверь — иногда бывает сложно, но можно. И это интересно! Ты ищешь пути, разные способы: темп, скорость, гэги, пластика — все это может быть ключиком к зрителю. Меня учили тому, что ты всегда берешь ответственность за зрителя, поэтому никогда не должен насмехаться над человеком. Да, можно посмеяться, смеяться вместе с ним, но не над ним. Как выбираю «жертву» из зала, с которой будут взаимодействовать? Я всегда сканирую всех, кто пришел на спектакль. Смотрю человеку в глаза и вижу этот отклик. Бывает, зритель изображает, что не готов, но я-то чувствую, что он этого как раз очень и очень хочет. Чаще всего вызываю взрослых — хочу вернуть их в детство.Могу включить внутреннего клоуна в любом месте Клоун не работает и не выступает, потому что если ты клоун, то ты всегда он. И включать вот этого внутреннего клоуна я очень люблю. Например, недавно сделал это в кафе «Масленица» на Баумана, куда зашел во время рабочего дня. Прекрасная женщина, которая накладывала еду, так смеялась! Бывает, с заказчиками включаю клоуна, а бывает, он приходит сам и идет к людям — так рождаются какие-то смешные ситуации. Иногда меня узнают на улицах, такое бывает редко, но бывает. Это всегда очень приятно, греет душу.Главный кумир — Полунин Мой кумир — Вячеслав Полунин, клоун Асисяй. Мне удалось поучаствовать в его знаменитом «Снежном шоу», съездить с ним не на одни гастроли. Джанго Эдвардс тоже мой учитель. К сожалению, его сейчас уже нет с нами, но я очень благодарен судьбе за то, что она подарила мне возможность поучиться у него. В последние несколько лет открыл для себя Сергея Давыдова из театра клоунады «Микос» — они могут выйти на 10 минут и, практически ничего не делая, заворожить зрителя, дать прочувствовать магию сказки. Для меня это уже великая клоунада — когда ты просто идешь, и уже в этом есть клоунада и в этом есть история. Я рад, что мне довелось пообщаться с Сергеем и даже дружить, если можно так сказать.В каждом спектакле есть рыба Однажды в детстве меня спросили, кем хочу стать. Я ответил, что хочу стать кукловодом — так и получилось. Сейчас у меня практически во всех представлениях есть театральные куклы. В каждом спектакле присутствует рыба. Это бывает мягкая игрушка, силуэт или что-то еще — не знаю почему, она как-то сама выплывает в том или ином образе. Не знаю, с чем это связано, рыбаком в детстве вроде бы не мечтал стать. Несмотря на то, что все мои спектакли разные, клоун везде один и тот же. Он путешествует по всем этим историям, дарит детям радость, а взрослым — светлую ностальгию, частичку добра, счастья и тепла. Отдельного имени у него нет, только одно — Руслан Риманас. Как, например, Олег Попов — это Олег Попов, а Юрий Никулин — это Юрий Никулин. Каждое выступление для меня уникально. Конечно, одни из самых ярких впечатлений были от первого выхода на сцену «Снежного шоу» Полунина в качестве зеленого клоуна. Среди сольных выступлений — наверное, когда мы играли премьеру во второй редакции спектакля «Жизнь Н» с оркестром. И я надеюсь, что нашу новую редакцию, так сказать, идеальную версию спектакля «Жизнь Н», которую играю уже два года, удастся показать с живым оркестром. Музыку специально для него написал прекрасный композитор Роман Пархоменко.Жена уехала в Петрозаводск, а я в Челябинск — такое было свадебное путешествие С супругой познакомились за кулисами «Снежного шоу» Славы Полунина. Она работала на продюсера, я — на Славу Полунина. Я все ходил и шутил: «Любовь моя идет!» И вот жизнь нас связала. В 2021 году была свадьба, а на третий день мы отправились в «свадебное путешествие». Она уехала в Петрозаводск, а я в Челябинск — у нас было два параллельных тура отдельно друг от друга. Мы два месяца колесили по всей стране и встретились только в Москве. Позже у нас появилась дочь Оливия, ей сейчас год и два месяца — и она уже выходила со мной на поклон на сцену в Кремле! Видела все мои спектакли и даже узнает их по музыке, сразу начинает говорить: «Папа». Еще она научилась хлопать и поддерживать меня во время выступлений. Особенно ей нравится курочка в «Сундуке Абики» и собачка в «Клоун Ку» — она всегда ждет интерактива со зрителями, потому что я обязательно подойду к ней с куклами. Надеюсь, в следующем году мы вместе отправимся на гастроли. Иногда, когда после поклона в финале ухожу с Оливкой со сцены или играю на улице, дети подбегают ко мне и спрашивают, зачем я забрал чужого ребенка. А я говорю: «Это не чужой, это свой!» *** В нашей рубрике «Будни кого бы то ни было» есть еще один герой, которого можно часто встретить на улице. Правда, вместо кукол в его руках гитара. Поговорили с главным музыкантом главной пешеходной улицы Казани о звездных дуэтах, «Кукушке» и самых больших чаевых.