От арбатской шпаны до кумира миллионов. Теперь «Ганжа» из «Большой перемены» остался один. Как сложилась судьба Александра Збруева?
Для миллионов зрителей Александр Збруев навсегда останется Григорием Ганжой из легендарной «Большой перемены» — обаятельным хулиганом с искоркой в глазах. Однако экранный образ жизнерадостного покорителя сердец разительно отличается от реальной судьбы артиста. Его жизнь — это череда сложных выборов между чувствами и ответственностью, страстью и долгом, где за лучезарной улыбкой скрывались глубокие личные драмы, тайные романы и тяжёлые разочарования.
От арбатской шпаны до сцены
Путь будущей звезды советских экранов начался с трагедии. Рождённый 31 марта 1938 года, Александр так и не увидел отца: высокопоставленный сотрудник Наркомата связи Виктор Збруев был расстрелян за два месяца до рождения сына. Мать, Татьяна Фёдорова, как жена «врага народа», была отправлена с младенцем в ссылку под Рыбинск. Вернуться в Москву им удалось лишь в 1944 году...
Детство будущего актёра прошло в тесной коммуналке на Арбате, где законы улицы были важнее школьных правил. Сам Збруев без прикрас называл себя «дворовой шпаной», признаваясь, что дважды оставался на второй год и с трудом окончил школу, поскольку уличные приключения казались куда интереснее уроков.
Но однажды в судьбу Александра вмешалось искусство. Старший брат, Евгений Фёдоров, служивший в Театре имени Вахтангова, часто знакомил его с миром сцены. Мать, видя в сыне артистические задатки, обратилась за помощью к подруге, актрисе Надежде Вахтанговой. Та разглядела в юноше потенциал и порекомендовала его для подготовки к поступлению в театральное.
Несмотря на первоначальное легкомыслие и мечты о профессии водителя, Збруев всё же поддался уговорам и поступил в Щукинское училище. Под строгим руководством наставника Владимира Этуша он избавился от юношеской несерьёзности. Поворотным моментом стала роль в картине «Мой младший брат», которая сделала его знаменитым на всю страну и подарила дружбу с Олегом Далем и Андреем Мироновым.
Вершина славы и творческие поиски
В следующие несколько лет Збруев обрастал лаврами настоящего кумира. Роль лейтенанта Мотовилова в «Пяди земли» закрепила за ним статус звезды, а образ Григория Ганжи в «Большой перемене» сделал его объектом обожания миллионов поклонниц, которые заваливали его письмами и дежурили у театра. Актер демонстрировал удивительную многогранность, одинаково убедительно играя в драмах, комедиях и детективах.
В непростые 1990-е он избирательно подходил к ролям, избегая популярных криминальных сериалов, но создав запоминающиеся образы в фильмах «Ты у меня одна» и «Всё будет хорошо!». Начало нового тысячелетия ознаменовалось для него творческой паузой почти на десять лет, после которой он триумфально вернулся на экраны в проектах «Кино про Алексеева» и «Содержанки».
Любовные драмы: две семьи и разбитые сердца
Личная жизнь артиста была не менее бурной, чем его карьера. Первой любовью стала 17-летняя красавица Валентина Малявина, с которой 20-летний Александр тайно расписался вопреки воле родителей. Их союз, однако, не выдержал испытания славой и частыми разлуками: роман Валентины с режиссёром Павлом Арсеновым поставил точку в этих отношениях.
Утешение Збруев нашёл в объятиях Людмилы Савельевой, исполнительницы роли Наташи Ростовой в «Войне и мире». В 1967 году они поженились, а вскоре родилась дочь Наталья. Этот брак казался идеальным, но за фасадом семейного благополучия скрывался внутренний конфликт. Актёр не смог устоять перед обаянием коллеги по «Ленкому» Елены Шаниной, которая была на 14 лет моложе. Этот роман привёл к рождению в 1993 году второй дочери, Татьяны.
Збруев принял мучительное решение: не уходить от жены, фактически разрываясь между двумя семьями. Со временем страсть к Шаниной угасла, но он сохранил тёплые отношения с дочерью Татьяной, которая пошла по его стопам и стала актрисой. Судьба старшей дочери, Натальи, сложилась трагически: личные потрясения привели к серьёзным проблемам со здоровьем, и она нуждается в постоянной заботе отца.
Как сегодня живет актер
Сегодня Александр Збруев редко появляется на киноэкранах, и практически все время посвящает театру. «Ленком», которому он отдал 65 лет, остаётся его главной опорой и творческим убежищем. Финансовых трудностей актёр не испытывает, но груз прошлого и череда потерь оставили глубокий след.
В одном из откровенных интервью он высказался о патриотизме с неожиданной резкостью:
«Я не понимаю слова „патриот“... Россия так часто предавала, что у меня и любви к ней просто не осталось. Человек любит там, где ему хорошо, где его понимают, где его любят».
Накануне своего 87-летия артист с горечью признался в тотальном одиночестве:
«У меня никого не осталось! Я не говорю про родных и близких. Про друзей, про людей, с которыми мне хочется общаться. Их нет, уже, нет».
Так и вышло, что за блеском в глазах, знакомым миллионам зрителей, сегодня скрывается боль от потерь и осознание быстротечности времени. Талант, пронёсший знаменитого артиста через многочисленные испытания, остался неизменным, но цена славы оказалась высока...