Лидер группы «Мираж» Алексей Горбашов: За мной следили в КГБ
29 ноября свой день рождения отметил лидер и бессменный гитарист группы «Мираж» Алексей Горбашов. Кроме того, легендарный коллектив совсем скоро отпразднует 40-летие. «Вечерняя Москва» пообщалась с музыкантом.
— Алексей, вам исполнится 64 года. Не пугает ли вас эта цифра?
— С какого-то момента времени цифры потеряли для меня какое-либо значение. Случается такое, что, когда меня спрашивают о возрасте, я начинаю подсчитывать в голове, а сколько же мне сейчас. Самый лучший возраст и самое лучшее время — это то, в котором я живу сейчас. С возрастом приходят мудрость и уравновешенность.
— Как планируете отмечать праздник?
— День рождения для меня — это прекрасный повод провести время в семейном кругу со своими близкими. А с коллективом мы отметим мой день рождения на ближайших гастролях. Для меня группа «Мираж» — это тоже семья. Мне вообще нравятся наши гастрольные посиделки, когда есть свободное время, а уж тем более когда есть такой повод.
— В сети можно наткнуться на ваши фотографии с бунтарской молодости. На одной из них вы с растрепанными волосами, с гитарой в руках, с несколькими ремнями на поясе…. Не было ли страшно так самовыражаться?
— В определенном смысле это был бунт против заскорузлой советской действительности — эстрады, моды, вкусов, против важных дядек в кабинетах…. Но главный протест выражался не в длине волос или количестве заклепок на ремне. Я занимался организацией подпольных концертов разных молодых неформальных исполнителей. И вот это несло настоящие риски. Я был культоргом радиотехнического факультета в Московском институте электронного машиностроения и однажды привез в институт запрещенную тогда группу «Аквариум». В зал набилось столько народа, что яблоку было упасть некуда. Для сотрудников КГБ, которые нагрянули на концерт, было загадкой, как такое количество посторонних лиц попало в закрытый режимный институт. Двое в штатском подхватили меня под руки, когда я шел на сцену открывать второе отделение. Капитан КГБ Спиридонов, который проводил мой допрос, клятвенно пообещал меня посадить. Он знал, что билеты были не бесплатными, и за это грозила реальная статья.
Примерно в это время именно по этой статье загребли и посадили Алексея Романова из группы «Воскресение». Но в моем случае у капитана Спиридонова все пошло не по плану — студенты отказались «сдавать» меня органам, они написали коллективное письмо, в котором заявили, что билеты раздавались бесплатно, и дело развалилось. Все закончилось выговором с занесением в учетную карточку. Но шлейф от этого тянулся еще долго — я в то время работал концертмейстером в Люберецком городском ДК, и, по словам директора ДК Светланы Петровны, ей периодически звонили из КГБ и интересовались, не провожу ли я подпольных концерты и не занимаюсь ли антисоветчиной. Теперь вы, наверное, понимаете, было ли страшно самовыражаться в те годы.
— А что думаете о неформальной молодежи сегодня? Многие взрослые не понимают моды своих детей….
— В этом нет ничего удивительного. Во времена моей молодости родителям и учителям тоже казались вызывающими длинные волосы и расклешенные брюки. А музыка, которую мы слушали, вообще была дикостью. Это сейчас песни Beatles и AC/DC исполняют лучшие симфонические оркестры мира, а в то время взрослые говорили, что это собачий лай. Молодость вообще дана для того, чтобы самовыражаться, протестовать и испытывать самого себя на прочность. Мне кажется, что тот, кто этим не страдал, пропустил что-то важное в жизни.
— Группе «Мираж» совсем скоро исполнится 40 лет. Как находите контакт с новой молодой аудиторией?
— Самый лучший способ находить контакт с представителями молодого поколения — это оставаться самим собой и не пытаться с ними заигрывать. Они тебе все равно не поверят, даже если ты вырядишься в молодежный прикид и выучишь весь их сленг. С ними надо быть честными и естественными. Только в этом случае они тебе будут верить, а это самое главное для контакта.
— В сети среди зумеров завирусилась «ленивая» подтанцовка Татьяны Булановой. Будете ли делать свои подобные фишки? Молодым людям это нравится.
— Всплеск популярности Кадышевой и Булановой — это случайность. Никто не планировал и не просчитывал этот успех. В обоих случаях кто-то из зрителей снял стебный ролик, он завирусился, и пошло-поехало. То же самое случилось в свое время с Эдуардом Хилем и Ярославом Евдокимовым. Их песни так же неожиданно попали в топы. И это тоже было дело случая. Никто целенаправленно не занимался их продвижением или пиаром. Очень наивно рассчитывать на то, что, если мы наденем кокошники или поставим на сцену «ленивых» танцоров, будет такой же эффект. Не думаю, что превращаться во фриков ради сиюминутного успеха — это наш путь.
— Что планируете делать на 40-летие группы?
— Первый альбом вышел в 1987-м, до 40-летия еще год, за это время что-то интересное обязательно придумаем.
— Знаю, что гонорары за ваши концерты около двух миллионов рублей. А правда, что в девяностые вы не зарабатывали практически ничего? Могли ли представить тогда, насколько вас полюбит публика?
— Девяностые годы были очень сложными. Мы зарабатывали как раз очень много — привозили с гастролей какие-то огромные пачки денег, которые исчислялись миллионами, но, пока довозили их до дома, ценники в магазинах успевали переписаться несколько раз, и эти миллионы превращались в бумагу. Наша концертная деятельность стала просто бессмысленной, и мы уехали работать за рубеж. Наши гастроли в Европе длились почти десятилетие, и это был единственный способ выжить и сохранить наш коллектив. Мы отлично провели это десятилетие и вернулись в Москву в 2004-м с идеей собрать всех участников группы на одной сцене, что в итоге и произошло 1 декабря 2004 года в СК «Олимпийский».
— Каких подарков ко дню рождения ждете?
— Больше люблю делать подарки, чем их принимать. Но меня всегда трогают подарки, когда я чувствую, что человек заморочился, чтобы найти или сделать своими руками что-то специально ради меня.
— Вы и сейчас не стесняетесь самовыражаться, на одном фото я заметила у вас ботинки с толстой подошвой и металлическими вставками, похожие на «нью-роки». А ведь эту обувь многие недолюбливают за ее громоздкий вид....
— Я никогда не ориентировался на чье-либо мнение. Самое главное — такие ботинки нравятся мне, и у меня действительно есть несколько New Rock, сшитых на заказ. Есть и другая обувь на массивной платформе. В 1970–1980-е годы массивная платформа была трендом. Все уважаемые рок- и дискозвезды носили платформы и расклешенные брюки. И это было круто, к счастью, эта мода вернулась. В любом случае это круче, чем шорты и купальники, которые сейчас, к сожалению, стали нормой на сцене. Мне кажется, артисты иногда путают сцену с пляжем или лужайкой на даче.
— В молодости вы и с «Любэ» сотрудничали….
— Я принял участие в записи первого альбома. Мы заканчивали работу над вторым альбомом группы «Мираж», студийное оборудование находилось в то время в ДК МЭЛЗ, и в соседней комнате Игорь Матвиенко работал над своим проектом. Он обратился ко мне с предложением записать гитару для его песен. Я послушал наброски материала, это было очень нестандартно и весело. Я с удовольствием присоединиться к работе. Альбом выстрелил, и это было круто!
— Как думаете, с чем связана новая волна популярности «Миража»?
— Молодежь вообще раскусила, что в 1980–1990-е было написано много хорошей музыки. Они открыли для себя целый пласт культуры — и музыку, и кино, и моду того времени. Разве это может не радовать?!
— На ваш взгляд, какие еще из российских групп достойны снова ярко появиться на сцене?
— Думаю, достойны те, у кого есть воля и силы что-то делать. Если артист по своей воле ушел в тень, это его выбор. Не думаю, что стоит кого-то насильно тащить за уши на сцену. А так — пусть нас радует молодое поколение.
ДОСЬЕ
Алексей Горбашов родился 29 ноября 1961 года в Люберцах. В 1978 году поступил в Московский институт электронного машиностроения. В 1986 году гитариста взяли в группу «Альфа ». А спустя два года его уже пригласили в «Мираж». Его яркие соло и запоминающаяся внешность стали визитной карточкой коллектива. По результатам единственного в то время в нашей стране музыкального хит-парада вошел в число лучших гитаристов. Сейчас — лидер и бессменный гитарист группы «Мираж».
