Раз Айвазовский, два Айвазовский. И оба краденые
Снятый с торгов в Лондоне «Вечер в Каире» Айвазовского, причем повторно снятый, – это очень серьезное событие для мира коллекционеров, экспертов, арт-дилеров и аукционистов. Мира специфического и крайне закрытого, вся сумма эксцессов и сенсаций которого, натурально, похожа на айсберг – мы, обычные обыватели, видим только крохотную их часть, а основная, громадная, скрыта от нас в тайных глубинах. И поэтому обнаружение подлинника – тем более такого знаменитого художника, как Айвазовский, это да, событие. Кстати, настоящее имя Ивана Айвазовского, если кто не знает, – Ованес Айвазян. И написал он, как сам говорил, шесть тысяч произведений. Но это в реальности шесть. А когда спустя много-много лет после его кончины специалисты попытались прикинуть статистику, получилось не шесть, а шестьдесят тысяч. Вот и представьте: на один подлинник – 10 фальшивок. Продают-покупают их одинаково – и в среднем за 1 млн. долларов. А крадут-то только подлинники! Воров-исполнителей наводят матерые спецы. И ищи-свищи потом! Украли например, как-то из подмосковного музея "Дмитровский кремль» пейзаж Айвазовского под названием «Море». Это еще в 1976 году было, сигнализации никакой. Милиция искала-искала, да так и не нашла, дело закрыли, все документы и фото картины директор музея передала в Минкультуры для занесения в базу розыска краденых шедевров. И потом – бац! – в 2005 года на аукционе «Сотбис» в Нью-Йорке продается Айвазовский, по фотографиям точь-в-точь «Море», но называется «Вид Ревеля, Эстония» и размер другой – на полтора сантиметра поуже. Выставляли, по сообщениям "Коммерсанта", за $220 тысяч, а продали за $550 тысяч. А ровно через полгода эта самая картина снова продавалась, но уже в Цюрихе, на торгах аукционного дома Коллер. И в этот раз за нее заплатили уже 1,2 миллиона долларов. Европейская пресса писала, что это даже за Айвазовского баснословно дорого, и что за такую цену картину мог купить только русский олигарх. Его фамилия известна, но мы ее называть по закону не имеем права, тем более, что сделку заключал его представитель – «русскоговорящая дама с мобильным телефоном», как писала швейцарская пресса. - Злого умысла ни со стороны аукциона, ни со стороны покупателя тут нет. Безусловно, олигарх Х не знал, что его доверенные люди под названием «Вид на Ревель» покупали на самом деле переименованное и подрезанное «Море», так как электронная база краденых картин может в некоторых случаях может и не давать результатов. Чтобы замести следы, специально меняют размер картины, сдвигают какие-то детали, переименовывают, сочиняют новый провенанс и все, реинкарнация состоялась, можно продавать, - объяснил «КП» прием арт-воров экс-глава Росохранкультуры, а ныне советник министра культуры Виктор Петраков. Владимир Рощин, директор ООО «Реестр культурных ценностей» оптимистически прокомментировал этот факт: - Покупка картины Ивана Айвазовского крупным российским меценатом – это прекрасная новость и почти наверняка означает, что это ценное полотно, представляющее большую национальную культурную ценность, останется на территории России. Больше того, думаю, что с большой долей вероятности можно предположить факт ее возвращения в музейный фонд. Но Виктор Петраков все же более осторожен: - Мы знаем, что картина «Море» под другим названием продавалась два раза в 2005 и 2006 годах, но была еще непроверенная информация, что это полотно Айвазовского могло быть снова продано в 2009-м на одном из аукционов. Возможно, это ложный след. Надо проверять. Я хочу предупредить и даже попросить всех владельцев живописи – обязательно фотографируйте, детально, с разных ракурсов и даже с изнанки – свои картины, сохраняйте каталоги, сведения о реставрации, и вообще любые документы, храните это отдельно от раритетов. Тогда вам будет проще в случае пропажи картины доказать, что она это она, - такой предусмотрительный совет дает Виктор Петраков.
