Олег Табаков: «Меняется устройство государства, меняются власти, а я занимаюсь делом»
Часть 1 Часть 2 Открытие очередного сезона — 2 сентября в Московском художественном театре. Новый спектакль Константина Богомолова, там есть слово юбилей, правда, ювелира. Я пока спектакль не видел. Олег Табаков: Это не нарочно, это просто пьеса так называется. Знаете, кот Матроскин говорит: «А еще и вышивать умею, и на машинке». Пьесу, как я читал, выбрали вы сами, и сами попросили Константина Богомолова ее ставить. История с Богомоловым последних лет, ее вся культурная публика знает, но пьеса неизвестная. Можете рассказать, почему был именно такой выбор, чем она вам интересна? Олег Табаков Приближающийся уход из жизни безжалостен. Он заставляет быть честным. Почему именно этот режиссер? Олег Табаков По таланту. По репертуару и МХТ и «Табакерки», два театра, которыми вы руководите, Константин Богомолов, кстати, ставит и там и тут, есть еще Кирилл Серебреников, есть еще ряд деятелей. Но Константин Богомолов для вас — это самый близкий вот сейчас режиссер? Олег Табаков Вы знаете, он много работает — и полезно, и хорошо. А кроме всего прочего, обратите внимание, года три назад или, может быть, чуть больше, министр культуры тогдашний Капков назначил четверых новых руководителей театров. И как назло так получилось просто — все они вышли из подвалов. Кто-то выходит из гоголевской «Шинели», кто-то вот из подвалов. Кирилл Серебренников в том числе был назначен, затем наши власти, в лице даже того же министра его критиковали, обуздывали кое в чем. Сюда в МХТ на спектакли Константина Богомолова приходили люди, которым не нравились некоторые политические аллюзии, которые они видели в этих спектаклях... Олег Табаков Вы знаете, я отношусь к этому спокойно. Я работаю не только за деньги, потому что хватает. Если вы заметили, там ежегодно публикуют, как говорится... Список достижений. Олег Табаков Да, список достижений денежных, да? Доска почета. Олег Табаков Валерка Гергиев, тут вот еще теперь директор... ну, не буду говорить директор чего, я третий. Раньше я был вторым. Но это все ерунда. Понимаете, главное найти дарования и помочь им встать на ноги, а потом какое-то время спину им прикрывать, вот тогда будет все нормально. Вот и сейчас у всех на виду, у нас в целом публика думающая, читающая московская, она взбудоражена, следит за этим. Между прочим, если почитать вашу биографию, эти ваши, так сказать, поступки, и в гораздо более юном возрасте с вами происходили, начиная с ваших первых курсов студентов, когда... Ну, я, во всяком случае, читал, что вы их знакомили и с «Самиздатом» тогда, и Высоцкий, Окуджава были вот теми фигурами, вокруг которых... Олег Табаков Не только. Не только, да. Сейчас про это мало вспоминают. Всем кажется, что вы очень такой успешный, человек, который со всеми находит общий язык. Кстати, не всегда это всем сейчас нравится. А как вы сами оцениваете вот эту свою способность? Олег Табаков Да наплевать мне, нравится. Знаете, совсем цинично хочется уже тогда ответить. Нравится, не нравится — спи, моя красавица. Я делом занимаюсь, и результаты этого дела есть. Меняется социально-экономическое устройство государства, меняются власти, а я занимаюсь делом. Другие скажут, что это огромная способность, которая дана не всем. Олег Табаков Да это я не знаю, насчет способностей не знаю, не интересуюсь. Вот две вещи я вам сейчас расскажу. Я довольно поздно попал в город Нижний Новгород за успехи самодеятельности, я тогда был в кружке драматическом саратовском Дворца пионеров, и вот, значит, на государственный счет нас привезли в город Нижний Новгород. И там на откосе, знаете, где слева Чкалов, если... Не были там? Был давно, один раз всего. Олег Табаков Значит, Чкалов стоит, а там 200 метров обрыв, Волга, и там Россия. Я стоял, стоял, и стали течь слезы. Я люблю эту землю, я благодарен этой земле и Волге. Я думаю, наверное, родись я в другом месте, может быть, мои способности были бы иными. Это первое. Второе. Долг. Это очень важная вещь, и честь. Это второе. Важное составное. Да? Не зря же русские офицеры говорили «честь имею». Вот я могу с чистой совестью. Вы сказали, «надо прикрывать спину» иногда. Олег Табаков Ну детям-то вы прикрываете спину, как же. Конечно. А вашу спину часто ли прикрывали или приходилось самому думать, чтобы в эту спину... Олег Табаков Вы знаете, я довольно рано встал на ноги. Нехорошо, может быть, так говорить, но вот уже 60 лет, ну, чуть меньше, может быть, я выхожу на сцену, еще не сказав ни слова, — зритель начинает аплодировать. Это и есть спина? Олег Табаков Да, у меня защищена спина. Театр в центре внимания последнее время, и вы постоянно, как мне кажется, никого не задевая, не оскорбляя, но очень четко занимаете позицию. Вот история с Новосибирским оперным театром, и вы прямо были одним из инициаторов, тех, кто сказали: нельзя за произведение искусства даже думать о том, чтобы возбуждать дела, поддержали директора. Олег Табаков Нельзя. А потом, видите, есть самый главный критерий. Дважды в месяц в Московском художественном театре бывает день предварительной продажи, и в «Подвале» бывает день предварительной продажи билетов. Я, когда есть время, устраиваю себе такие садомазохистские удовлетворения, встаю вот за эту штору и смотрю, какова размера эта очередь-змея, куда она достигает. Понимаете, это не купишь и главное, не назначишь. Вот, кстати, когда развивалась вся эта история, мы задались вопросом у себя: а может ли в России театр быть частным, экономически независимым, директора которого никто не назначает? Снять спектакль у которого могут только по решению суда, а чиновник и вовсе не причем? Вот на ваш взгляд. Кстати, Московский художественный театр был частным изначально. Олег Табаков Я снял в театре спектаклей больше, то есть закрыл, больше, чем за предыдущие много лет, лет, наверное, 40 или 50, закрывали в этом театре или снимали. Но совершенно по другим мотивам. Олег Табаков По художественным соображениям, конечно. Несмотря на то, что деньги были большие вложены, на самом деле большие. Но «он мне друг, но истина дороже». Платон имеется в виду. Московский художественный театр, созданный Станиславским и Немировичем-Данченко, когда-то был негосударственным и собирал всю Москву, задавал тон и был повелителем дум. Олег Табаков Если этот же театр последние 13 лет собирает 99% зрителей ежедневно, ну, что-то тут есть. И он тоже независим благодаря этому. Олег Табаков ы знаете, независим благодаря этому, и, мне кажется, очень важно, что мы, люди, работающие сейчас в этом театре, помним и благодарны отцам-основателям. Я уж не знаю, как будет чего складываться, но когда я туда попаду, если попаду, то мне будет чем отчитаться. Вот этот памятник, который поставлен Константину Сергеевичу и Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко, во-первых, воздает недоданное Владимиру Ивановичу, а во-вторых, свидетельствует о нашей благодарности нежной к ним. Взял и из ничего создал этот театр, который уже скоро 120 лет задает тон. Можно поинтересуюсь одним отдаленным фрагментом вашей биографии, который я в силу неведения так и не понял. Вы какое-то время работали в Хельсинки, причем это было в советское время. Олег Табаков Не только в Хельсинки. Я работал в Бостоне, я работал в Нью-Йорке, я работал в Праге, я работал в Берлине, я работал в Копенгагене. В «Википедии» про вас написано и не только, еще в студенческих дипломах пишут «во время запрета на профессию». Что это был за запрет? Олег Табаков Запретили мне профессию потому что считали, что я разлагаю идейную целостность моих учеников. То есть запретили преподавать? Олег Табаков И отправили разлагать в Хельсинки. Олег Табаков Это самой собой. А что же послужило причиной тогда? Олег Табаков Наверное, то, что я гнул свое. Значит, смотрите, спину не всегда все-таки прикрывали, и приходилось ее и подставлять. Олег Табаков Знаете, что делать. Времена были суровые. Правда, как только встал человек, который знал мою практику, он это делал все: нет, курсом ты должен руководить. Для вас всю жизнь воспитание, преподавание, как угодно это можно назвать, не просто преподавание, конечно, было одним из главных дел вашей жизни. Я уже прочитал в вашей книжке, как вы вспоминаете о первой театральной студии. Я, кстати, в Москве сам ходил когда-то в театральную студию, из которой вышли Всеволод Шиловский, Лев Дуров. А у вас целая, вот огромная глава про вашего первого театрального наставника. Мне показалось, что не только театральным она была наставником, но и где-то человеческим в том числе. Олег Табаков Человеческим, конечно. Она была дочерью интеллигента из Чехословакии, он приехал со своей женой и дочерью помогать строить новое общество. Не знал, куда едет, это бывает. Она немало страдала в своей жизни, она вышла замуж за следователя по особо важным делам Томашайтиса, и в это время сдавали в Саратове крытый рынок, как теперь говорят супермаркет или центр торговли, еще что-то. По тем временам это был самый крупный крытый рынок в Европе. И надо было, естественно, к концу строительства найти саботажников, ротозеев, преступников и так далее. У него был план — 10 человек, а он нашел только трех. Его приговорили к расстрелу. Она знала, что его расстреляют, и вот этому предшествует больше полугода их переписки. Ромео и Джульетта отдыхают. А потом его расстреляли, ее никуда не брали, она к этому времени окончила студию при саратовском театре. И кто-то из ее друзей просто по дружбе сказал: а вот там есть место, в нарождающемся Дворце пионеров. 170 человек, артистов российских, вышло из ее кружка. Что-то от ее поведения, общения осталось ли у вас, потому что вы всю жизнь преподаете? Олег Табаков Нет, она совсем другой человек. Она, во-первых, интеллигентный человек. Понимаете, это очень такая вещь, как говорят англичане: it's very delicate matters Понятно, то есть вы пожестче, в том числе и с юными. Олег Табаков Конечно. У нас сейчас вся страна смотрит шоу «Детский Голос». И многие в первую очередь смотрят, как наставники разговаривают, в особенности с теми, кого им предстоит лишить дальнейшей жизни на этой сцене. А сцена — она же как магнит, и оторвать от нее человека... Быстро она засасывает. Олег Табаков Да. Вы знаете, я отвечу вам на это по-другому. У американцев есть такая дурацкая игра, называется «составление dream team», то есть команды мечты. Если составить d ream team драматических актеров русских в возрасте от 35 до 53, боюсь, что больше половины из этой команды будут мои ученики. Про актеров, про нынешнее время и поколение. Я-то все-таки еще вырос в 80-е, и количество всем знакомых, которых не мог не знать ни один человек в Советском Союзе, великолепнейших актеров, как мне кажется, превышало нынешний лист на порядок. Причем, кстати, любили актеров за комедию, за водевиль. Олег Табаков Это труднее, чем вызвать слезы. Так вот, сейчас не комедии почему-то в ходу, их почти нет в кино и не только у нас. Олег Табаков Сейчас другая стилистика. Сейчас стреляют, потому что очень важно, из чего стреляют, насколько скорострельно бывает оружие, у тех, кто стреляет. Ну, ладно, это все ерунда. И все-таки вместе с комедией ушел и целый огромный лист великолепнейших актеров, которых вся страна знала, их стало гораздо меньше. С чем это связано, на ваш взгляд? Это временно или пройдет? Олег Табаков Ну что вы, умирают, во-первых, осталось-то совсем маленько. А вернется это, как думаете? Олег Табаков Не знаю, это никто не знает. Я как увижу своего дружка любимого, Валюшку Гафта, или вспоминаю... Сейчас ярлыки вешают: великий, великая. А я знал только человека четыре, ну, пять великих: Фаина Георгиевна Раневская, Николай Олимпиевич Гриценко, Николай Сергеевич Плотников (заметьте, из разных театров называю), Женя Евстигнеев. Ну, здесь обратно: МХТ — «Современник» Олег Табаков Да-да-да. Сейчас уже мало кто помнит, что московская театральная жизнь процентов на 80 с начала прошлого века из стен МХТ развивалась. Олег Табаков , оно так и будет дальше. А вот сейчас «Табакерка», которой вы руководите, и МХТ, которым вы тоже руководите, — простите, вопрос непросвященного человека: а граница не стерлась пока между этими театрами? Я знаю, что новое здание сейчас появится... Олег Табаков Вы знаете, на пересечении проспекта Андропова и не помню, какой-то улицы, года через два с половиной встанет филиал Московского художественного театра. А «Табакерка»? Олег Табаков А это само собой. А как вы сами делите эти два театра сейчас? Олег Табаков Очень трудно делить, но, думаю, что очень долго совмещать обязанности руководства двумя театрами я не смогу. И через какое-то время... А вы где хотели бы остаться? Олег Табаков Да, я не хотел, а просто в подвал — это дети. Я детей не бросаю. Олег Павлович, сейчас у нас на радиостанции год литературы. Мы сами отобрали гениальнейшие цитаты из , которые кажутся прямо сегодня написаны. Может быть, пополните коллекцию? Вот какую фразу вы бы выбрали? Олег Табаков Анна Андреевна Ахматова: «Когда б вы знали, из какого сора растут цветы, не ведая стыда. Как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда». Спасибо большое! С юбилеем! Олег Табаков Спасибо!