Экспрессивный итальянец и его последователи

Выставка произведений итальянского мастера Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) и его последователей открылась в ГМИИ имени Пушкина. В экспозиции представлено около 50 произведений из собрания ГМИИ и Фонда Лонги во Флоренции. Проект логически продолжает первую масштабную выставку произведений итальянского мастера, прошедшую в музее в 2011 году. На этот раз публике представлена лишь одна картина кисти реформатора европейской живописи — «Мальчик, укушенный ящерицей», написанная в первые годы пребывания Караваджо в Риме. Именно тогда художник, в отсутствие заказов, писал для продажи небольшие работы, зачастую используя в качестве модели собственное изображение в зеркале. В Вечный город миланский живописец приехал в 1590-х годах, когда ему исполнилось 25 лет, и мгновенно привлек к себе внимание. Он выделялся вспыльчивостью и крутым нравом, появляясь на улицах со шпагой на боку, не раз пуская ее в ход, а также непривычным для римлян ломбардским акцентом. Необычным был и метод работы мастера, сторонника реализма, оптических неожиданностей и контрастов с реальностью — Караваджо не делал подготовительных набросков, а писал картину сразу, что можно увидеть на примере «Мальчика, укушенного ящерицей». Полотно представляет собой вовсе не плавное повествование — мастер словно рубит с плеча, энергичными мазками, объемами и контрастами яркого света и глубокой тени. Композиция полна беспокойного движения, резкий боковой свет падает прихотливыми вспышками, выхватывая отдельно ярко светящиеся фрагменты предметов. Такая манера создания произведений стала привлекать к себе интерес. Несмотря на то, что Караваджо не брал себе учеников и не любил подражателей, его последователи появились как в Италии, так и далеко за ее пределами. И основная задача выставки — познакомить зрителя с творчеством живописцев, развивавших традиции мастера. Как считают специалисты, лучше других суть искусства Караваджо понял испанец Хусепе Рибера. При этом ему удалось сохранить и свое творческое лицо, и своеобразное понимание характеров тех, кого он изображал. В молодости Рибера вел скитальческую жизнь, пока не основался в Неаполе при дворе испанского наместника. Но никакого придворного лоска и угодничества в его живописи не появилось — он также воспринимал окружающую жизнь драматически, писал бедных и называл их именами философов или древних мудрецов. На выставке впервые в России представлена серия из пяти полотен «Апостолы» кисти этого мастера — святые Фома, Варфоломей, Павел, Филипп, Иуда Фаддей. Созданная в первой половине 1610-х годов, серия считается новым словом в искусстве того времени — нейтральный фон полотен подчеркивает мощь и внутреннюю силу монументальных фигур. Рибера соединяет воедино правдивость образов и органическое чувство классики. Влияние Караваджо испытал на себе и мастер болонской школы Гвидо Рени, который не только восхищался работами предшественника, но даже приобрел одну из работ мастера. Его «Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» 1640 года словно написана пастелью, в виде незавершенного эскиза. Работа наглядно демонстрирует творческую эволюцию Рени — от насыщенности света и плотности форм к свободной манере и почти прозрачности фигур. Именно такие работы Рени и предвосхитили творения французских авторов XVIII века. Северный караваджизм представлен на выставке работой Дирка ван Бабюрена «Взятие Христа под стражу», первой композицией, написанной автором утрехтской школы в Риме. И хотя он старался следовать итальянским канонам, Бабюрен остается голландским по сути художником, подчеркивая натуралистичность деталей, и, изображая мимику героев, порой, доходит почти до гротеска. Представление об утрехтской школе дополняют работы Геррита ван Хонтхороста, две картины Маттиаса Стомера, долго жившего на Сицилии. Это «Архангел Рафаил в доме Товита» и «Исцеление Товита». В экспозиции также выставлены два «Отречения святого Петра» француза Валантена де Булоня — из собрания ГМИИ и Фонда Лонги. Сюжет, композиция несильно отличаются друг от друга, но изобразительный язык претерпевает изменения, становясь точным и лаконичным, а живописная манера — подвижной. В залах ГМИИ представлены произведения Орацио Борджанни, Карло Сарачени, Томмазо Салини, Гаспаре Траверси и других. Работы на выставке показывают, что влияние итальянского мастера не было ограничено ни в пространстве, ни во времени и доказывают, что Караваджо во многом был основателем современного реализма. Он говорил на языке барокко по-своему и о своем. Его последователи же возвели эти диалоги на новую ступень. Выставка будет открыта до 10 января 2016 года.

Экспрессивный итальянец и его последователи
© Lenta.ru