Эрмитаж: украинские события в фотографиях Александра Чиженка
В Эрмитаже открылась выставка фотографий Александра Чиженка. Эти снимки никто не заказывал — петербургский журналист фиксировал происходящее в свободное от создания репортажей время. 30 фотографий Киева, Харькова, Днепропетровска, Донбасса, Крыма. Среди них — "Киев. Майдан Незалежности, ставший просто Майданом", "Киев. Противостояние на улице Грушевского", "День Победы в Донецке 9 мая 2014", "Автоколонна МЧС России с гуманитарным грузом въезжает в Донецк", "Блокпост на въезде в Донецк", "Симферополь. Торжества в честь воссоединения Крыма с Россией". Говорит Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: "Существует особая категория журналистов, которую мы называем эрмитажным пулом. Они регулярно освещают жизнь Эрмитажа, мы зовем их на свои события, им доверяем свои рассказы и интервью, зная, что они могут понять то, что музей хочет сказать. Со своей стороны, музей и философия музея влияют на них. Сами того не замечая, они усваивают дух энциклопедического универсального музея — дискурс культур, любование различием, понимание того, что различие и представляет интерес при сопоставлении событий. И тогда в их репортажах и материалах не про музеи неожиданно проявляется музейный дух, они становятся интересны музейным пространствам. Так произошло и с Александром Чиженком, много лет рассказывающим об Эрмитаже. Его фотографии из мест, события в которых волнуют всю Россию и часть мира, несут ощущение непосредственного восприятия и интеллигентного осмысления. Перед нами люди, наверное, ненавидящие друг друга, сойдись они вместе, но объединенные желанием изменить свою жизнь — и изменить ее своими руками. Мы знаем, что у одних получится, у других получилось, у многих впереди – неизвестность. Мы знаем, что в будущем немало разочарований. Это правила игры, в которую играют История и история. На некоторых людей смотреть приятно, на других — нет. И это не зависит от дела, которое они защищают. Они все хотят перемен и добиваются их. Они все — активные, а не пассивные части исторического процесса, в котором пафос всегда хорошо сочетается с цинизмом. И все они люди, и тем важны — себе, друг другу и нам. При этом они различны, и именно это различие, сведенное воедино, интересно. И тут уже начинается музей. Эти фотографии еще не для музейных коллекций. Они для архива, они — документы музейной направленности. Документы создают выставку с музейным настроением и подходом – смотрите: везде люди, и все они и различны, и похожи. Так делается живая история и так она закрепляется в памяти народа и в памяти культуры". Куратор выставки, доктор исторических наук, возглавляющая историко-информационную службу Эрмитажа, Юлия Кантор говорит о фиксации фотографом недавних событий в контексте истории: "На Дворцовой, как, может быть, нигде в ином "культурном пространстве" сильно ощущение, что призрак свободы, окрыляющий центральную площадь города, может выродиться в реальность бунта люмпенов. В Зимнем дворце отлично помнят, чем чревата иллюзия восстановления справедливости и законности путем государственного переворота. Как центробежное стремление к независимости, "подкрученное" снаружи, раскалывает страну на куски и как соседи с востока и запада используют этот раскол в собственных геополитических целях. В Эрмитаже знают: первой жертвой революций становятся даже не люди, а культура. В Эрмитаже хранится замечательная коллекция документальных фотографий: на них "застыли" события в Петрограде февраля — октября 1917 года. Когда-то эти снимки были лишь репортерским отчетом, но, сохранившись в музее, не сгинули в газетной сиюминутности и почти век спустя стали зримыми свидетельствами фатального слома эпох. В максимально "уплотнившемся" потоке времени фотографии, сделанные в 2014 году петербургским журналистом, членом "эрмитажного пула" Александром Чиженком, обретают черты исторического документа. Центральная площадь столичного города с крылатым ангелом над ней, революционный угар толпы, разноцветные флаги на баррикадах гражданской войны, раненый музей… Серия из 33 снимков "читается" на эрмитажной выставке почти как жгучее воспоминание и как напоминание о том, что здесь, в пространстве истории, живут люди."