Забирайте, продано: как прошел Art Basel в Майами
Каждый год в начале декабря главная улица Майами Бич — Колинс авеню – встает в пробках. Местные водители знают: в городе началась арт-неделя, и о привычной скорости можно забыть. На каждом перекрестке висят указатели ярмарки искусства Art Basel, и все пути так или иначе ведут к огромному зданию Convention Center, где галереи со всего мира показывают лучшие работы, которые есть в их коллекциях. А посетители глазеют на работы Пикассо, Бэкона, Уорхола, Харинга и Миро. На задних сиденьях неспешащих машин – галеристы, коллекционеры, журналисты, блогеры, модели и звезды. Лишь некоторые могут позволить себе купить картину или скульптуру. Остальные съезжаются в Майами завести полезные знакомства, побывать на самых секретных вечеринках, ну и просто — «потому что модно». Общая стоимость всех произведений искусства, собранных в Майами, близка, по расчетам экспертов, к 10 миллиардам долларов. Чтобы посмотреть все требовалось три-четыре дня неспешной прогулки вдоль стендов, а чтобы ненароком не пройти мимо Пикассо или Дали, нужно хотя бы немного разбираться в искусстве. Не говоря о том, чтобы успеть что-то купить: большинство известных картин знаменитых художников было продано за день до официального открытия ярмарки, на VIP-превью. Art Basel — не единственная ярмарка современного искусства, которая проходила в Майами в начале декабря. Помимо нее вдоль пляжа и в центре города были открыты 18 разных павильонов. Самые масштабные и популярные — NADA (New Art Dealers Alliance), Scope, Pulse, Art Miami и Untitled. Молодые художники, модельеры и музыканты приезжали в Майами самостоятельно, не имея к официальным ярмаркам никакого отношения. Они устраивали собственные вечеринки, ужины и закрытые встречи, попасть на которые было крайне сложно. Проливные дожди, которые нещадно заливали Майами всю неделю, хоть и повлияли на посещаемость пляжных вечеринок, не отпугнули гостей приема по случаю открытия двух новых отелей в Miami Beach — Nautilus Sixty и Faena. Во втором отеле поставили гигантский золотой скелет динозавра по пути из лобби на пляж. В этом году в Майами удивительным образом воедино слились разные поколения и культуры. Так, например, одно из самых успешных мероприятий Art Basel организовал проект The Artsy — стартап, который позволяет художникам торговать собственными картинами онлайн. На их прием заглянул владелец швейцарской галереи Von Vertes, который только что продал три рисунка Энди Уорхола и одну картину Дэмьена Херста за сотни тысяч долларов. Art Basel в цифрах 780 частных самолетов прилетело на Art Basel в Miami Beach в 2015 году. 267 галереи приехали в Майами на неделю искусства продавать свои коллекции в павильоне Art Basel. 77 тысяч человек посетило Майами во время проведения Art Basel, что на 4 тысячи больше, чем в прошлом году. $15 млн стоила самая дорогая картина, проданная на Art Basel — «Портрет мужчины в голубом» Фрэнсиса Бэкона. К слову о погоде, проливные тропические дожди повлияли на продажи. «Это было ужасно, — говорит совладелец швейцарской галереи Gmurzynska, — у нас были назначены встречи с покупателями, но они откладывали, а то и вовсе отменяли их из-за дождя». А вот большим ярмаркам погода сыграла на руку: «Люди проводили больше времени под крышей вместо того, чтобы поддаться соблазну пойти на пляж. В дождливые дни нам удалось продать больше картин, — говорит владелец нью-йоркской галереи Sperone Weswater. Клубы, которые как и галереи из года в год едут в Майами зарабатывать деньги на проведении pop-up вечеринок в холлах прибрежных отелей, в этом году оказались в убытках: люди неохотно веселились у скользких бассейнов и под промокшими навесами на пляже. Впрочем, тусовка в этом году вообще отошла на второй план, отметили старожилы Art Basel. Люди наконец стали воспринимать ярмарку Майами всерьез: теперь это мероприятие не столько о вечеринках, сколько об искусстве, как оно и задумывалось изначально. Не зря пресс-служба Art Basel Miami Beach уже назвала ярмарку 2015 года самой успешной в ее истории, начиная с 2002 года.
