Одна из старейших мировых ярмарок искусства брюссельская BRAFA, которая представляет все направления коллекционирования — от археологии до предметов интерьера 1950-60-х годов, открывается в субботу в промышленном историческом комплексе Tour&Taxis. Начавшись в 1956 году как событие локальное и камерное, с участием двух десятков бельгийских галерей, за прошедшие десятилетия BRAFA выросла, укрепилась и встала в один ряд с другими крупнейшими ярмарками — TEFAF в Маастрихте, куда едут за старыми мастерами, и Биеннале антикваров в Париже, которая славится своей секцией исторических предметов интерьера.

Единство противоположностей
Отличительная черта BRAFA — эклектика, галереи здесь не группируются по специализациям, поэтому зрителю попеременно и в самых хитроумных вариациях открываются виды античных памятников, средневековых деревянных скульптур, мебели эпохи ампир и сценки из деревенской жизни семейства Брейгелей. Творчество этих художников представляет парижская Galerie Florence de Voldre. По мнению ее владелицы Флоранс де Вольдере, живопись старых мастеров сейчас, когда мировое сообщество снова волнуют проблемы гуманизма, актуальна как никогда. Приобщиться к эпохе его классической версии можно за 4 млн евро — во столько оценен один из вариантов «Свадебного танца» Питера Брейгеля-младшего. Портрет Маргариты Пармской Антониса Мора, заявленный как один из топ-экспонатов, перекупили до открытия BRAFA. Поэтому коллекционерам галеристы из Kunstberatung Zurich AG предложили присмотреться к цветочному натюрморту Яна Брейгеля старшего и картине «Искушение св. Антония и семь смертных грехов» антверпенского мастера Дэвида Тенирса младшего по ценам, как пояснил представитель галереи, «до миллиона». Почти во столько же — в €900 тыс. оценивается небольшая древнеегипетская статуэтка из дерева эпохи шестой династии (2254-2160 гг. до н.э.) в Harmakhis Gallery, где также выставлена голова шумерского божества (2550 г. до н.э., €650 тыс.). Вообще, в этом году секция археологии особенно представительна — например, барселонская галерея J. Bagot Arqueologa — Ancient Art воссоединила на своем стенде семейство римского императора, демонстрируя вместе прижизненный портрет Калигулы и портрет его сестры Юлии Друзиллы. А галеристы из уважаемой Phoenix Ancient Art решили расширить круг собирателей древностей — на их стенде работает секция «Молодой коллекционер», где представлены небольшие предметы по более демократичным ценам. Однако, что соответствует тенденции на мировом арт-рынке, самые дорогие работы на ярмарке принадлежат кисти импрессионистов, пост-импрессионистов и модернистов. Представительную подборку демонстрирует лондонская галерея Stern Pissaro, которая предлагает ранние пейзажи Клода Моне и Поля Гогена (€6,8 и около €3 млн соответственно), а также небольшую «Танцовщицу» Эдгара Дега в графике (€215 тыс.) и маленькую скульптурную композицию Генри Мура (€52,5 тыс.), чья выставка проходила в Музеях Московского Кремля в 2012 году. Что касается современного искусства, то тут в авангарде находится бельгийская Guy Pieters Gallery, которая сделала практически музейный проект новой серии Sacrum Яна Фабра (около €90 тыс. за скульптуру и 20 — за эскизы), выставку которого планирует устроить Эрмитаж этой осенью. Картины и скульптуры на ярмарке разбавляют предметы интерьера — по традиции, в парижской Galerie Steinitz декорировали стенд подлинными панелями и дубовым паркетом XVIII века. В этом обрамлении галеристы выставляют вдохновленный наполеоновскими египетскими походами ампирный столик (€140 тыс.) и стол — один из первых примеров неоклассицизма (€90 тыс.). А миланская галерея Robertaebasta представила масштабную скульптурную группу декоратора лайнера «Нормандия» Раймонда Деламарре, одного из основателей стиля ар-деко.
Коллекции с акцентом
Несмотря на то, что к участию вот уже 20 лет приглашаются международные галереи, на ней по-прежнему ощущаются национальные традиции собирательства — пожалуй, нигде больше так широко не представлено так называемое Tribal art, то есть искусство Африки, Океании и доколумбовой Америки, присутствие которого обусловлено бельгийским колониальным прошлым. Между тем, сочетание авангардных произведений искусства и разнообразных ритуальных (и не только) масок и фигурок — один из трендов последних лет, который, в частности, продемонстрирует ГМИИ им. Пушкина этим летом на выставке «Река Конго» из собрания Музея Бранли. Еще одно подлинно бельгийское увлечение — коллекционирование комиксов: по их мотивам расписаны почти 40 домов в центре Брюсселя, а стоимость отдельных листов достигает сумм с шестью нолями. Так, в прошлом году на BRAFA галерея Huberty&Breyne продала за €2,4 млн обложку альбома комиксов «Загадочная звезда» о Тинтине. В этот раз за €1 млн они представляют обложку комиксов про подвиги Квика и Флюпке, а набросок для приключений Тинтина за €300 тыс. был забронирован в первый день превью. Финансовые результаты этого года BRAFA, в которой принимают участие 137 галерей из 17 стран, подведет после завершения работы ярмарки 31 января.