Выставка Серова: откуда такой ажиотаж?
Выставка работ российского портретиста Валентина Серова, приуроченная к его 150-летию, испытала рекордный наплыв посетителей. У здания Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве работала даже полевая кухня, чтобы накормить стоявших в многочасовой очереди страждущих граждан. В четверг у входа на выставку случилась давка. Директор галереи Зельфира Трегулова назвала экспозицию самой посещаемой за последние 50 лет, приведя цифру в 440 тысяч человек. В прошлый понедельник выставку Серова посетил российский президент Владимир Путин. Количество шуток и анекдотов, порождённых стоянием людей в очереди, не поддаётся исчислению: кто-то сравнил стояние на портретиста с томлением тысяч россиян перед так называемым поясом Богородицы, а новостной сайт "Медуза" придумал тест по творчеству живописца. Экспозиция должна была закрыться 24 января, однако её работа была продлена еще на неделю, сообщил министр культуры России Владимир Мединский, ранее утверждавший, что это невозможно, так как в выставке участвуют несколько музеев, а картины должны выставляться в других местах. В минувшие выходные выставка Серова работала до последнего посетителя. Би-би-си спросила искусствоведа и свидетеля слома двери галереи о причинах народной любви. Кира Долинина, ведущий преподаватель факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге: Здесь много составляющих ажиотажа: вначале было спокойное посещение, но мне кажется, такое внимание в первую очередь связано с тем, что называется, знать в музее, как жили цари. Это привлекательно для людей, которые не так часто ходят в музеи, как другие, для которых имя Серова важнее имён его персонажей. Персонализация людей, которых портретировал Серов, как мне кажется, здесь важна: самые любимые портреты, если мы посмотрим картинки с выставки, любимые портреты - [князь Феликс] Юсупов, Николай II и наследник, то есть, красивая жизнь, хотя выставка не про неё. На Коровина стояли, но не так же. Портретная составляющая высшего света очень привлекательна. В Эрмитаж не все идут смотреть Рембрандта: идут смотреть дворец и ту же красивую жизнь. В Петербурге, почти уверена, не было бы такого ажиотажа, потому что это естественная среда обитания этих портретов. В Москве эта составляющая смогла выстрелить: привозные выставки - это про особенное и про искусство, а здесь люди идут смотреть не живопись, а культурные мифы. В кризис люди должны бы смотреть на низкую красоту, вроде [народного художника России Ильи] Глазунова, но на него так бы не стояли. А здесь очень приятные люди в очереди, хорошая очередь. Большая часть ажиотажа вообще связана с организационной неразберихой, которая потом стала скандалом с этими дверьми и так далее. Понятно, в кризис ходят в музеи больше, но не думаю, что это - прямая связь с политикой. Это желание большого красивого действа. Декабрь тёмный и грустный, январь - всем делить нечего, в январе всегда музеи-театры полны, тут ещё сарафанное радио сыграло очень сильную роль, потому что в очереди в основном москвичи. Мы не можем играть на том, что вот, пришёл Путин - и все пошли. Про Серова все написали - самые разные СМИ - очень привлекательная репродукция. Всё так сложилось. А то, что у нас не умеют бороться с очередями ,разводить их, делать сеансы по времени, открывать три двери вместо одной - это надо думать Третьяковке, потому что они виноваты. Только что была ровно параллельная ситуация в Эрмитаже: при минус 28 градусах стояла очередь на всю Дворцовая площадь, и Смольный [городские власти] был недоволен, что люди обморозились. Причина всё та же - нехватка мест в гардеробных. Чисто живописно, портреты царской семьи - не вершина его творчества, они не сравнимы с портретами [театральной деятельницы Марии] Ермоловой, [актрисы и танцовщицы] Иды Рубинштейн или княгини [Ольги] Орловой в огромной шляпе. Или с великолепным "Похищением Европы". Он был во многом придворный портретист, но самое парадоксальное - часто его портреты были не комплиментарные, но люди продолжали заказывать. Это было виртуозно и очень модно, поэтому люди терпели, что он ворчал, гонял их, не соглашался с их видением заказа - он был очень неудобный человек. Для него это работа, иногда видно, как ему лошадь интересно нарисовать. У Веласкеса - это тоже работа, писать королевское семейство, но это его огромная часть. Здесь интересно, что Серов был самым неуживчивым художником, которого пустили в высший сет - он руки не подавал, если не хотел, был очень неуживчивым. Это не про реальность, это про живопись, про то, как из ничего сделать что-то. У него равноценна каждая часть. Андрей Иванов, переводчик, посетитель выставки: Если честно, для меня всё это было сюрпризом, потому что мне папа предложил сходить и купил электронные билеты. Уже на месте я узнал, что она идёт последнюю неделю и её посетили высочайшие лица, я рассчитывал на затишье после новогодних праздников. Нужно сказать, что мне не нравится, когда в сетях пишут - потасовка, драка, это полный бред. Представляете, кто стоит в очереди - студенты в промежутке между экзаменами и пенсионеры, как мои родители, купившие билеты онлайн, которые продавались без скидки. В очереди было много приятных лиц. Вся эта ситуация с поломкой двери на совести руководства. Логично, что нужно взять это под контроль. Здесь ничего сделано не было, хотя вы понимаете, что это некое скопление людей. когда люди проходили кто-то - полиция или сотрудники - попытались закрыть дверь прямо при входящих людях. Действия тех, кто должен был отвечать за то, чтобы всё проходило спокойно, они, конечно, возмутительны. Думаю, им было лень одеваться и идти на мороз.