Зураб Соткилава: «Когда-то в театре Воронежа были хорошие сопрано и баритоны!»

19 и 20 марта в воронежском театре оперы балета проходит аттестация артистов оперной труппы. Она призвана разрешить конфликт местных солистов с администрацией театра, возникший в ходе работы над оперой «Дон Жуан» (напомним, части солистов понизили квалификационный коэффициент, артисты считают неправомерно, говорят, что их назначают на партии, не подходящие им по голосам). В качестве независимого арбитра худрук театра Андрей Огиевский пригласил звезду мировой оперной сцены, одного из лучших теноров современности Зураба Соткилаву - ему рукоплескали и Ла Скала, и Большой театр. Аттестация проходит в закрытом режиме – чтобы не смущать артистов, у них и так напряженное время, стрессовая ситуация. Но «Комсомолка» накануне «экзамена», сразу после концерта Зураба Лаврентьевича, который прошел 18 марта в ТОБ и вызвал восторг у публики, узнала у него, на каких принципах он будет проводить аттестацию. - Почему вы решились возглавить аттестационную комиссию в ТОБ, хотя не раз признавались после конкурса Чайковского, где сидели в жюри, что больше не будете брать на себя такую ответственность? - Потому что я болею за театр в целом. А не только за Большой театр в частности, к примеру, если бы меня послушали, я бы там разогнал больше 60 процентов певцов. Сейчас там вообще переходят на неправильную, я считаю, форму существования – не труппы, а приглашения певцов, будут звать иностранцев. Из-за этого будут умирать консерватории, музыкальные училища и школы, которые готовят певцов для театров нашей страны. Это неправильно, - считает мэтр. - Я дал свое согласие возглавить экспертную комиссию в Воронеже, а потом подумал. Ведь бывает, человеку говоришь, что было плохо, а он не понимает: «Я же все хорошо сделал!». И начинаются жалобы, обиды. Но все же потом решил не отказываться. Потому что, если человек хорошо работает, он профессионал, и вдруг не попадает в проект театра, я могу оценить, действительно он достоин театра, тех партий, и выскажу свое мнение. - На каких принципах вы будете проводить аттестацию? - Честно, никто в мире и в этой стране не сможет сказать, что Зураб Соткилава решает по своему настроению или меркантильным вещам. Никогда никто про меня этого сказать не может! Даже если захочет. Потому что это будет большая неправда. В Москве это все знают. Я никого выгонять или брать в театр не собираюсь – у меня нет таких полномочий. Я просто скажу свое мнение. Я четко знаю, что такое голос, кто такой певец. Я это увижу на 100 процентов. Конечно, с одной стороны, трудно судить человека – ломать его судьбу. С другой стороны, приятно, если моя оценка поможет достойному подняться, добиться успеха, завоевать свое место, петь. Я за то, чтобы таких было больше. Я за справедливость. Я буду всеми силами пытаться найти достойных. Я в учениках всегда ищу зернышко, чтобы потом из него выросло, зацвело все лучшее. Так я и учу, и рассматриваю певцов. Даже плохих людей. Даю им шанс вести себя по-другому. Это идет из грузинских застолий: тамада хвалит человека, даже не зная его. Это аванс. И желание тамады, чтобы ты таким стал. В итоге тот, кого хвалят, протрезвеет и подумает: как меня хвалили, сколько во мне хорошего, надо по-другому жить, лучше. В этом смысле грузинским застольям нет цены. - Насколько вообще вы знакомы с воронежскими артистами? - Я был здесь очень давно. Пел с оркестром и солистами воронежского театра. Здесь были в свое время очень хорошие сопрано и баритоны. Они пели со мной в «Трубадуре», «Кармен». Сопрано мне особенно запомнилась. И оркестр, помню, был очень хороший. Сейчас – не знаю...

Зураб Соткилава: «Когда-то в театре Воронежа были хорошие сопрано и баритоны!»
© Комсомольская правда