Три шедевра "до востребования"

Анна Михайлова, специально для МИА "Россия сегодня" На крупнейшей за последние годы выставке русского авангарда "До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев" в Еврейском музее и Центре толерантности вы увидите работы только из региональных собраний. Не Третьяковкой единой Сотня полотен из 19 городов России охватывает все направления самого востребованного периода в отечественной живописи прошлого века. Здесь есть звездные имена — Кончаловский, Ларионов, Гончарова, Шагал, Лентулов, Рождественский, Малевич и художники, чьи картины вы едва ли встретите в каталогах и антологиях. Тем интереснее переходить от стены к стене, удивляясь, как такие разные работы оказались собраны вместе. Василий Кандинский "Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин". 1910-е гг. Эту картину 1919 года привезли из Тульского областного художественного музея. Как и еще три представленные здесь работы Кандинского (из Нижнего Новгорода, Астрахани и Козьмодемьянска), она оказалась в провинции в рамках проекта отдела ИЗО Наркомпроса "Формирование музеев живописной культуры". Новаторская идея Кандинского состояла в том, чтобы отправлять работы авангардистов в города, где есть художественные училища, чтобы студенты могли учиться передовым техникам. К 1920 году специальная комиссия успела скупить почти две тысячи работ у 415 художников, распределив более половины из них в 30 музеев в разных регионах России. Однако вскоре проект, как и сам русский авангард, отвергли, как "не соответствующий времени". Произведения, тем не менее, возвращать из провинции не стали, там они и пылились в запасниках до конца прошлого столетия, до востребования. Казимир Малевич. "Городок" Словосочетание "неизвестный Малевич" сегодня звучит почти абсурдно. Мало, о ком из русских художников, столько рассказано и показано. Тем не менее, одна из первых картин нынешней выставки — это "Городок" Малевича из Саратовского государственного художественного музея им. Радищева. Подпись под крошечной картиной 1910 года, выполненной гуашью на картоне, перечитываешь несколько раз. В голове крутится: "Какой же это Малевич?". Идиллические домики, розовые облака, цветущие деревья —Малевич-импрессионист, но никак не автор "Черного квадрата". Вот за такими нетипичными, а иногда и действительно совершенно неизвестными работами, на выставку стоит идти в первую очередь. Ольга Розанова. "Натюрморт (Розовые цветы)" Чудесный натюрморт Ольги Розановой 1911-1912 годов прибыл в Москву из Нижегородского государственного художественного музея. Несмотря на то, что у Розановой очень узнаваемый стиль, при подготовке этой выставки, куратора Андрея Сарабьянова ждали два открытия. В краеведческом музее Ельца под видом "Композиции" неизвестного художника обнаружилась не учтенная ни в одном каталоге картина Розановой "Пожар в городе". Еще одна её неизвестная работа из серии "Распыление цвета" нашлась в Архангельске. Загадочный "Клоп" С музеем Ельца связан и забавный казус, подаривший выставке еще один неожиданный шедевр. "Тут есть картина Ивана Клюна из Ельца, — рассказал РИА Новости Андрей Сарабьянов. — У них она называлась Неизвестный художник "Футуристический рисунок к пьесе Маяковского "Клоп". Почему "Клоп"? На обороте подрамника была маленькая бумажка вклеена, там было написано "Клюн" не очень разборчивым почерком, прочитали, как "Клоп" и соответственно, "Клоп" — это кто? Это Маяковский у нас. Так она и осталась, думаю, лет 50 в рулоне лежала на полках в запаснике, а потом уже в постоянной экспозиции появилась". Продолжение следует Казалось бы, чтобы охватить все направления русского авангарда нужно объехать пол страны или как минимум провести день в Третьяковской галерее. На деле же хватает одного зала, с самым востребованным. Сотня картин более шестидесяти художников — это лишь первая часть выставки, поделенной хронологически на "до" и "после" 1918 года. Вторую экспозицию музей планирует показать через год.

Три шедевра "до востребования"
© РИА Новости