Федор Рокотов: самый таинственный портретист русского Просвещения
Новая авторская рубрика РИАМО посвящена самым интересным художественным выставкам и проектам, неизвестным фактам о знаменитых шедеврах и самобытных современных живописцах. Наш обозреватель Ольга Шарапова — журналист, разбирающийся в живописи, и художник, умеющий увлекательно рассказывать о ней. В сегодняшней колонке Ольга расскажет об одном из самых таинственных русских художников Федоре Рокотове, который жил и творил в эпоху Просвещения — в конце XVIII века. Выставка картин Федора Рокотова в государственной Третьяковской галерее завершится 9 мая. Осталось меньше месяца на то, чтобы полюбоваться полотнами самого загадочного московского портретиста второй половины XVIII века. До наших дней дошли десятки портретов представителей знати Екатерининской эпохи, написанные Федором Рокотовым. С них смотрят красивые княгини, задумчивые и надменные стихотворцы, самодовольные графы. История этих людей известна до мельчайших деталей благодаря мемуарам, дневникам и фамильным книгам. Тысячи архивных документов расскажут о семьях Юсуповых, Воронцовых, Шуваловых. Но в них нет ничего о художнике, запечатлевшем знаменитые лица. Загадка Рокотова Федор Рокотов — самый таинственный живописец эпохи Просвещения. Мы не знаем, когда он родился. Он не оставил автопортретов. У него не было детей. После смерти Рокотов не менее четырех лет значился в официальных документах как «ныне живущий». Последние исследования доказывают, что огромное количество картин, ранее приписываемых ему, созданы учениками, а его рука никогда к ним не прикасалась. В различных церковных метрических книгах годом рождения Федора Степановича Рокотова называются 1732, 1735 и 1736 годы. Он появился на свет в семье крепостных в подмосковной усадьбе князей Репниных Воронцово. Сразу после рождения Рокотов получил вольную. У историков есть основания полагать, что он был незаконнорожденным сыном члена масонской ложи, князя и генерал-аншефа Петра Репнина, который, согласно воспоминаниям Екатерины II, был интриганом и волокитой. Не секрет, что одним из его внебрачных детей был поэт Иван Пнин. С другой стороны, доказательств родства Рокотова и Репнина нет. На фото: портрет И. И. Шувалова (1760 год) Детство Федора Рокотова нигде не описано, как и его становление в качестве художника. Доподлинно известно, что в юности он жил в княжеском доме. Там его заметил любитель искусств, основатель Московского университета и Академии художеств Иван Иванович Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны. Он оценил талант Рокотова и отправил молодого человека в Петербург. Первые портреты, принадлежащие кисти Рокотова, изображают лица кадетов. Поэтому бытует мнение, что будущий художник поступил в Сухопутный шляхетский кадетский корпус. В военном ведомстве должны были остаться документы о Рокотове... Но нет — ничего не сохранилось. Таинственный автопортрет На фото: автопортрет Е. П. Чемесова (около 1762 года); «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» (1757-1758 годы) Еще одна зацепка, чтобы разгадать судьбу загадочного художника, — автопортрет. Многие годы искусствоведы были уверены, что картина «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» является автопортретом Рокотова. Она написана еще в несвойственной мастеру манере, скупо, без характерной аурности. По мнению советского живописца и искусствоведа Игоря Грабаря, во взгляде изображенного юноши можно заметить напряженную «косину», которая обычно отличает глаза художника, вынужденного держать в поле зрения одновременно холст и зеркало. Однако это не Рокотов. Советские искусствоведы выдвинули иную версию: юноша разительно похож на известного гравера Евграфа Чемесова, работавшего в академии вместе с Рокотовым. Так что весьма вероятно, что это написанный им портрет друга. На фото: портрет неизвестной в темно-красном платье (1760-е годы); портрет графини Д. И. Уваровой (1770-е годы); портрет А. М. Римского-Корсакова в юности (конец 1760-х годов) Примечательно, что «косинка» во взгляде впоследствии не раз появлялась на картинах Рокотова. Его характерный прием — кажется, что глаза смотрят анфас, прямо на зрителя, тогда как лицо изображено вполоборота. Возможно, эта манера пришла из иконописи, которой в начале своего пути занимался Федор Рокотов. В портретах тонко поймана перемена настроений, сочетание множества чувств, движение эмоций. В 29 лет Федор Рокотов стал академиком и знаменитым художником. Десятки представителей дворянских семейств хотели, чтобы он написал их портреты. Несколько учеников беспрестанно дописывали начатые им картины, тогда как сам мастер успевал лишь изобразить лицо модели. По воспоминаниям современников, одновременно в работе находилось по 40 картин. И снова факты разнятся. По одним данным, художник работал очень тщательно, трудился над каждым холстом не меньше двух месяцев. Другие современники вспоминают, что Рокотов стал чуть ли не одним из первых авторов, работающих а-ля прима — за один прием. Для XVIII века это было почти немыслимо! Русский Микеланджело Почему Рокотов не обзавелся семьей? То ли хотел стать «русским Микеланджело» и полностью посвятить себя искусству, то ли не смог найти супругу в дворянской среде из-за своего крепостного происхождения, а жениться на девушке-простолюдинке не хотел. На фото: портрет Н. Е. Струйского (1772 год); портрет А. П. Струйской (1772 год) До наших дней дошла красивая легенда о нежных чувствах художника к Александре Струйской, которая была замужней дамой и матерью 18 детей. Портреты Струйской и ее супруга Николая стали золотыми шедеврами российской живописи. По иронии судьбы, о пензенских дворянах Струйских известно гораздо больше, чем о столичном живописце, увековечившем их в портретах. Николай Еремеевич Струйский был поэтом и владельцем великолепной типографии. Судя по всему, он вел с Рокотовым переписку. В одном из посланий он описал процесс создания портрета Александра Сумарокова, одного из крупнейших представителей русской литературы XVIII века: «Ты почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака его, в тот же час и пламенная душа ево, при всей ево нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася». На фото: портрет А. И. Воронцова (1765 год); «Портрет дамы в белом чепце» (1790-е годы) Также Рокотов писал портреты крестного отца великого русского поэта Александра Пушкина, графа Артемия Воронцова. Интересно, что «Портрет дамы в белом чепце» многие исследователи считают изображением княгини Натальи Голицыной, ставшей прообразом знаменитой «Пиковой дамы» Пушкина. Последние шедевры мастера На фото: портрет Екатерины II (1763 год) Подпись Рокотова стояла под правилами московского «Английского клуба», основанного в 1770 году и существовавшего под девизом «Согласие и веселье». Это важный факт биографии художника, так как в это джентльменское объединение входили только представители высшего света. Рокотов вращался в светских кругах, был знаком с великим русским ученым Михаилом Ломоносовым и поэтом Аполлоном Майковым. Однако недавним открытием стало, что знаменитые парадные портреты императрицы Екатерины II были выполнены не самим Рокотовым, а разными живописцами в его мастерской. С семьей художник почти не общался. Он не поддерживал отношений с братом Никитой, который был золотых дел мастером и числился крепостным Репнина. Он получил вольную только в середине 1760-х годов. В августе 1776 года Рокотов обратился к Екатерине II с прошением об освобождении из крепостных двух своих племянников — сыновей брата. На фото: портрет А. М. Писаревой (начало 1790-х годов); портрет графини П. А. Воронцовой в детстве (начало 1790-х годов) На протяжении двух последующих десятилетий художник активно трудился. Сведения о жизни Рокотова в эти годы отсутствуют, однако можно проследить хронологию его портретов, последние из которых написаны в начале 1790-х годов. Среди них выделяется настоящий шедевр, вершина вкуса и художественного мастерства — портрет Аграфены Михайловны Писаревой, урожденной Дурасовой. Одной из последних известных работ мастера является портрет графини Просковьи Воронцовой в детстве. Он выполнен в несвойственном Рокотову романтическом стиле, который так мастерски продемонстрировал пришедший ему на смену портретист Владимир Боровиковский. Кажется, что рококо и классицизм Рокотова остались в уходящем веке, а романтизм стал попыткой шагнуть в будущее. Что было с художником дальше — неизвестно. Мнения исследователей различны: кто-то говорит, что он потерял зрение и больше не мог работать, кто-то считает, что его последние работы не сохранились. Короткая запись в метрической книге свидетельствует, что Рокотова не стало в декабре 1808 года. Однако в ежегоднике со списками чиновников по всем управлениям Российской империи за 1812 год академик живописи Федор Рокотов значился «ныне живущим». Несколько лет никто не замечал или не знал, что его не стало. Рокотов жил в непростое время, характерными чертами которого стали огромная конкуренция со стороны художников нового поколения и европейских живописцев, полное отсутствие художественной критики и равнодушие заказчиков портретов. Кажется, все это вкупе с личной скромностью мастера стерло из истории его биографию. От нее остались лишь ускользающие намеки, ореол, дымка — как на его лучших портретах. Если взглянуть на другую сторону холста любой из картин Рокотова, можно увидеть его подпись: фамилию, скромно написанную им самим с маленькой буквы. Ольга Шарапова Обозреватель РИАМО Ольга Шарапова
