Реформатор танца: год со смерти Майи Плисецкой
2 мая в России и во всём мире вспоминают великую Майю Плисецкую. Ровно год назад легендарная балерина ушла из жизни. Сегодня в память о ней в московский сквер её имени несут цветы. Её ученики и коллеги делятся бесценными воспоминаниями. На сценах ведущих театров — балеты, где блистала она. В Мариинском театре сегодня День Майи Плисецкой: демонстрируют кино о великой балерине и дают "Конька-горбунка", посвященного неземной Жар-птице, Майе Родионом Щедриным. Владимир Васильев был ее партнером – в этом балете и не только. А еще — учеником, как считает сам. "Я, естественно, схватывал, повторяя движения. Широта танца моя оттуда, потому что Майя передо мной была", — говорит народный артист СССР. Солистка Большого театра, Ла Скала, любимица японской публики, как когда-то Майя Плисецкая, копировать даже не пытается — бесполезно: настолько неповторима знаменитая балерина. И только — детали, подсказанные самой. "Она мне сказала: "Здесь нужно обязательно так делать руками — попадать в акценты". Каждый раз, когда танцую с тореадором, вспоминаю: надо сделать", — рассказывает Светлана Захарова, прима-балерина Большого театра, народная артистка России. Речь — о "Кармен-сюите", которую запрещали, которая вышла "сексуальной", где, по словам Андрея Вознесенского, посвятившего балету статью, "впервые в балерине проснулось бабье, нутряной вопль". За свою героиню Майя Плисецкая готова была бороться до последнего. Вплоть до ухода из Большого театра, из балета. Художник "Кармен-сюиты" — двоюродный брат, Борис Мессерер, свидетель отчаяния и триумфа. Шея, руки, которыми "она могла спеть Чайковского" — на его акварелях, написанных с натуры. "Она реформатор танца по существу, — говорит Мессерер. – Быть может, такой была Павлова — хроники не сохранилось. Она была революционером в танце". Владимир Урин увидел на сцене Майю Плисецкую еще студентом: оказался в Большом на "Дон Кихоте". Спектакль не помнит совсем, а балерину — абсолютно точно. "Как только она выходила, мне было интересно, уходила — скучно. Что за энергия, энергетика, которую она посылала в зал? Это, наверное, и называется бог и талант", — говорит Владимир Урин, генеральный директор Большого театра. Год назад Владимир Урин поразил страну сообщением: умерла Майя Плисецкая. Как?! Не может быть! Застать мир врасплох уходом в 89 лет. А миру всерьез казалось, что она будет жить вечно. И он готовился отметить ее юбилей.