Большой театр рассказал о планах на следующий сезон: опера покажет четыре премьеры, а балет — полторы. В следующем январе и феврале театр собирается отмечать 90-летие Юрия Григоровича — хореографа, что правил в Большом с 1964 по 1995 год, — и этот юбилей упал тяжким камнем на все планы сезона. Полгода труппа не будет репетировать ничего нового; полгода имеющиеся в репертуаре современные постановки будут идти во все ухудшающемся качестве — потому что спектакли-то идут по вечерам, а по утрам труппа будет заниматься исключительно и только силовой хореографией Григоровича, на которой мышцы настраиваются вполне определенным образом. Ко 2 января (когда начнется юбилейный фестиваль) театр намерен почистить и заново предъявить публике 11 сочинений главного советского балетного автора. Десять из них и так присутствуют в репертуаре Большого, появляясь в афише, как и другие спектакли, время от времени; одиннадцатый — «Золотой век» на музыку Шостаковича — будут специально возобновлять. Это одна из самых неудачных постановок Григоровича (глупее только «Ангара» о перевоспитании человека на советской стройке, но ее не возобновляют) — и вообще последний из сочиненных им балетов. К 1982 году хореограф, в шестидесятых взявший штурмом Большой театр и поставивший там ряд эффектных спектаклей («Легенда о любви», «Щелкунчик», «Спартак»), ставил все меньше, зато все больше воевал с инакомыслящими (среди которых были Владимир Васильев и Майя Плисецкая). «Золотой век» должен был стать ответом на обвинения в том, что худрук и сам уже три года ничего не делает и другим не дает (талантливые постановщики в это время в Большой не допускались). А стал — трогательным опусом на тему разоблачения нэпманского образа жизни, где бандиты боролись с комсомольцами и где хореограф пытался повторить самого себя двадцатилетней давности. Билеты на этот спектакль — как и на оперу «Октябрь» — в театральных кассах всучивали в нагрузку к классике; также очень выручали театр коллективные походы воинских частей. Зачем тогда вот это возобновлять? — спросите вы. Авторское право — страшная вещь, вот в чем дело. За тридцать лет, что Юрий Григорович правил Большим театром, он заменил все постановки классических балетов («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда» и т.д.) на собственные редакции. А за те годы, что его не было в театре (он вернулся в 2008 на правах рядового хореографа, но должность тут значения не имеет: можете представить себе воскресшего Иосифа Виссарионовича на каком-нибудь мелком посту в правительстве?), театр не стряхнул это «редакционное» бремя. Ну да, Владимир Васильев попытался, и его «Жизель» присутствует в репертуаре рядом с григоровичской. Но «Лебединое озеро» Васильева было крайне неудачным и пропало. Так что пожелай сейчас грядущий юбиляр забрать права — Большой останется без классических спектаклей в репертуаре. Ну и без «Спартаков», что хорошо продаются на гастролях, само собой. Поэтому Большой и собирается в следующем сезоне полгода гробить свое будущее ради своего прошлого, ну а потом как-то выползать из ситуации. Когда празднички закончатся и можно будет нормально работать, труппа Большого примется чистить ноги на маленьком и совершенно волшебном балете Харальда Ландера «Этюды». (Премьера обещана 9 марта). Это одноактовка, как бы пол-премьеры, но одноактовка замечательная. В 1948 году в Датском королевском балете Харальд Ландер превратил в танец ежедневный экзерсис артистов у станка — и сделал это на музыку «Этюдов» Черни, что знакомы всем детям, которых родители усаживали у фортепиано. «Этюды» выстроены на совершенствовании — от простейшей строчки нот до более сложных пьес — и так же выстроен балет: от реверанса крохи, что только что надела балетные тапочки, до соревнования в виртуозности двух премьеров. Настроив с помощью этого сорокаминутного спектакля организмы на правильный лад и чистую технику, труппа Большого приступит к репетициям нового балета «Нуреев». Биографию мятежного премьера Мариинки сотворит на сцене Большого та же команда, что год назад сделала «Героя нашего времени»: партитура заказана Илье Демуцкому, за хореографию будет отвечать Юрий Посохов, а за режиссуру — Кирилл Серебренников. (Первый показ — 6 июля 2017 года). Опера же в Большом собирается жить весьма интенсивной жизнью. Разговор про прошлое здесь тоже будет, но не в формате воспроизводства нафталина, а в формате переосмысления сюжетов, нового жадного взгляда на знаменитую музыку. Музыкальный руководитель Большого Туган Сохиев раздал прочие премьеры дирижерам-коллегам, себе же взял любимую им «Снегурочку» Римского-Корсакова: музыку богатую и страшноватую. На постановку зван режиссер Александр Титель, а это значит, что сюжет Островского будет отчетливо приближен к нашим дням — даже если все героини окажутся в сарафанах. «Снегурочка» 15 июня 2017 года станет четвертой оперной премьерой Большого в следующем сезоне: вероятно, ее уверенная мощь будет призвана защитить театр, если его вдруг начнут упрекать в интересе к не самым популярным операм. Таких опер — не рассчитанных на поклонников оперных див — намечается две. («У нас заполняемость зала 97 процентов, — сказал Владимир Урин. — кому, как не нам, экспериментировать и расширять репертуар»). Во-первых, «Билли Бадд» Бенджамина Бриттена — мрачная история злоключений матроса на военном корабле, сотворенная искуснейшим из английских композиторов ХХ века. По чистой логике сюжета, в опере нет ни одной женской партии: в XIX веке трудно представить себе даму на крейсере. Этот спектакль — копродукция Большого с English National Opera: режиссер постановки Дэвид Олден, дирижер Уильям Лейси. (Премьера назначена на 25 ноября). Вторая же премьера, что не даст зрителю расслабиться в кресле под сладкозвучное пение, обещана 12 февраля: в Большом поставят «Идиота» Мечислава Вайнберга (сюжет — из романа Достоевского). Композитор, в 1939 году бежавший в СССР из Польши, в 1953-м арестованный по «делу врачей» и всю жизнь проживший с невидимой желтой звездой на пиджаке (его первой женой была дочь Соломона Михоэлса), много писал «в стол» — и несколько лет назад, уже после его смерти, театры в Европе вдруг стали интересоваться его партитурами. Осенью этого года в Екатеринбургском оперном театре состоится премьера «Пассажирки», большая часть действия которой происходит в Освенциме, — и Большой пригласил уральцев на гастроли с этой постановкой, так что московская публика сможет познакомиться сразу с двумя значительными сочинениями Вайнберга. Ставить «Идиота» в Большом будет Евгений Арье, а за пультом будет уже проявивший себя на постановке «Дона Паскуале» Михал Клауза. Для тех же меломанов, что уважают лишь оперы, написанные не позже XIX века, Большой театр открывает премьерную серию 16 октября «Манон Леско» Пуччини. В заглавной роли француженки, соблазняющей добропорядочного молодого человека и погибающей в конце концов на каторге, обещана Анна Нетребко. Руководство Большого надеется, что и в дальнейшем отечественные оперные звезды первой величины будут появляться в театре: Дмитрий Хворостовский обещан в «Дон Карлосе» и ведутся переговоры с Ольгой Перетятько об участии в «Травиате». Происходящее в Большом может быть хорошо или плохо, но не секрет, что не все желающие могут попасть в этот театр: для кого-то слишком дороги билеты, для кого-то непреодолимы расстояния (а Большой редко гастролирует по родной стране). Нынешнее начальство театра думает и об этом — и планирует целый комплекс мероприятий. Прежде всего, продолжается и расширяется программа трансляций балетных спектаклей: в следующем сезоне в российских кинотеатрах можно будет увидеть семь спектаклей — от «Спящей красавицы» до «Героя нашего времени» и вечера голландских хореографов. Кроме того, Большой создает на своем сайте собственный видеоканал. Повезет меломанам в Олимпийской деревне: там в зале Филармонии-2 будет регулярно выступать оркестр Большого. И наконец, уже этим летом спектакли Большого можно будет увидеть и услышать не заходя собственно в театр: в июле на колонны главного театра страны повесят большой экран и на него будут транслироваться те оперы и балеты, что идут в этот момент на сцене. 1 и 2 июля там можно будет бесплатно увидеть оперу «Царская невеста», а 8 и 9 июля балет «Драгоценности».