После триумфального выступления в Нью-Йорке российская оперная певица Альбина Шагимуратова сыграет в кино

В конце апреля в нью-йоркской «Метрополитен-опере» состоялся дебют российской оперной певицы Альбины Шагимуратовой. Точнее, это было ее первое появление на прославленной сцене в роли Констанции в опере Моцарта «Похищение из сераля». Впервые же в «Метрополитен-опере» Шагимуратова выступила в 2010 году. Она родилась в Ташкенте, где прожила до 14-летнего возраста, затем вместе с родителями переехала в Казань. Окончила вокальный факультет Казанской консерватории и аспирантуру Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Яркая победа на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в 2007 году (Первая премия и Золотая медаль) привлекла внимание мировой оперной общественности, и уже в 2008 году Шагимуратова была приглашена на Зальцбургский фестиваль для исполнения партии Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта». После триумфального дебюта в Австрии крупные оперные сцены мира стали проявлять заинтересованность к молодой певице. В качестве солистки Альбина Шагимуратова выступала в лучших оперных театрах Италии, Великобритании, США, Германии. Ей присвоено почетное звание Народной артистки Татарстана. Критики так оценивают талант Шагимуратовой: «У нее чистый, большой, летящий, безупречный и точный звук, владение стилем бельканто в сочетании с глубоким академическим пониманием музыки и тонкой психологической проработкой драматического образа». - Альбина, как готовились к новой постановке в «Метрополитен-опере»? - Это мое четвертое по счету появление в «Мете». Готовилась к нему с волнением, не в последнюю очередь потому, что за дирижерским пультом стоял маэстро Джеймс Ливайн, и это была моя первая встреча с ним. - «Метрополитен-опера» оправдывает ваши ожидания? Сцена какого оперного театра мира вам ближе всех? - Выделить лучшую сложно. Но, конечно, выступление на сцене «Метрополитен-оперы» считается самым престижным для оперных исполнителей и музыкантов со всего мира. Я благодарна судьбе за то, что уже не в первый раз выхожу на нее. Главное отличие американских оперных сцен от европейских – размеры. Оперные театры в США – большие. В той же «Метрополитен-опере» - 3700 мест. Для оперного певца это очень много. В Европе театры маленькие. Но это не значит, что там петь легче. Там нас – представителей российской школы любят, но относятся с опаской, интенсивней критикуют. Исключение, пожалуй, Вена. Я о размере зала, выходя на сцену, не думаю. - С Новым светом у вас уже длительные отношения: вы совершенствовали свое мастерство в Хьюстоне, занимались с Ренатой Скотто... - Да, я стажировалась в хьюстонской «Гранд-опере» два года. Это был незабываемый опыт. Уже хотя бы потому, что приехала на учебу без знания английского языка. В последние годы приезжаю в США часто, по 2-3 раза в год, выступаю то в Нью-Йорке, то в Сан-Франциско, то в Чикаго. Так что у меня были и будут тесные связи с Америкой. Многие американские театры приглашают меня выступить. - Критики редко относят Нью-Йорк к мировым столицам классических видов искусства. Они считают, что все, что здесь ставится, рассчитано на туристов, а настоящих ценителей той же классической оперы в Нью-Йорке не так уж и много... - Не соглашусь! В Америке очень любят оперу, залы всегда полные. Туристов в зале куда меньше, чем в той же Венской опере. И вообще, как не любить оперу? Этот вид искусства сегодня столь популярен, что может соревноваться с эстрадой. - А как вы относитесь к тому, что оперу сегодня можно прослушать дома – по телевизору или на компакт-диске? - Лично я предпочитаю живое исполнение. Это совсем другие эмоции, совсем другие впечатления, которые не передаются через экран или наушники. - Вам часто бываете в зрительном зале? - Всегда стараюсь посещать постановки, в которых не участвую. В первую очередь, дабы поучиться у других исполнителей. Даже если на короткий срок приезжаю в тот или иной театр, как минимум на 2-3 спектакля иду. - В июне в России начнутся съемки фильма «Анна Каренина», и вы будете исполнять роль легендарной Аделины Патти. Уже прочли сценарий? - Да. Более того, уже записала на «Мосфильме» с оркестром Большого театра арии, которые будут в фильме звучать. Отмечу, что это не будет только мой голос за кадром, я буду в кадре, в и на сцене, когда Анна Каренина пришла в театр на концерт Патти. Все это есть в романе Льва Толстого. В июне приступлю к съемкам под руководством Карена Шахназарова. - Оба ваших родителя – адвокаты по профессии. Юриспруденция вас не прельстила? - Мой папа очень любит музыку. Свою трудовую карьеру он начал с профессии баяниста, даже получил диплом о музыкальном образовании. А на юрфаке оказался практически случайно – пошел другу помогать со вступительными экзаменами. Заодно сдал документы и сам, потом все экзамены и поступил. В 4-летнем возрасте я начала петь татарские народные песни, папа мне аккомпанировал. Годом позже меня начали обучать игре на фортепиано. Опера же ворвалась в мою жизнь, когда мне было двенадцать: впервые в жизни я услышала, как поет Мария Каллас. Конечно, это была грампластинка. До сих пор помню – «Травиата», IV акт, запись сделана в 1962 году в оперном театре Мехико-сити. Сцена смерти Виолетты заставила меня расплакаться. После этого я просила у родителей только одно – купить мне билеты в оперный театр. - Что-то вы все же скрываете в своем рецепте успеха... Многие из нас восторгались мастерством великих исполнителей, многие из нас посещали художественные галереи и оперные театры. Но ни художников, ни оперных певцов мир так и не получил... Есть ли какая-то дополнительная составляющая? - Конечно, нужны везение, судьба, удача. И, конечно же, голос и талант. Плюс трудолюбие. Кстати, имея не самые выдающиеся данные, но беспрестанно трудясь, можно добиться значительных успехов в любой профессии. - В свете последних допинговых скандалов в спорте стало еще более ясно, что нужно себя беречь и от разных соблазнов. А какие соблазны есть у оперной певицы, чего ей стоит бояться? - Есть и соблазны, и ограничения. Во-первых, нужно высыпаться, вовремя ложиться спать. Не выспавшаяся певица вряд ли порадует вас своим исполнением. В день спектакля – никакого алкоголя. Кстати, оперные исполнители в принципе не пьют. С питанием все проще – можно есть все. В общем-то, все, что нам нужно, - это здоровье, здоровье, здоровье... Наш график работы с постоянным переездами с континента на континент выдержать непросто. В 2016 году я уже успела побывать в Австрии, Великобритании, США, Японии, Норвегии, Франции, выступила с сольным концертом в родной Казани. Впереди – новые выступления и записи в Лондоне, Париже и Вене. С нетерпением жду встречи с моим партнером по сцене, польским тенором Петром Бечалой, это произойдет осенью в Чикаго. День премьеры, равно как и любой день выхода на сцену, у меня проходит без особых капризов. Несколько раз за день я непременно заглядываю в клавир оперы, которую буду вечером исполнять. А так это обычный день. Ну разве что я позволяю себе побольше, чем обычно, поспать. - Верите в приметы? - Нет. Многие мои коллеги верят: кто-то переступает правой ногой порог театра, кто-то левой ногой выходит из-за кулис на сцену. Я лишена таких предрассудков. Мне главное – самой получить удовольствие от спектакля, работая в полную силу. Только в таком случае сможет получить удовольствие и зритель. - Что подарил вам муж на 8-е марта? - Я проснулась, а на кровати лежал огромный букет моих любимых желтых тюльпанов. Мы не так много, как хотелось бы, видимся сейчас, нашего маленького сына мне тоже не всегда удается брать с собой, так что каждый свободный день мы проводим все вместе. В Москву, где мы живем, часто приезжают из Казани мои родители. 8-го марта были у нас мои свекровь со свекром. Я сама встала к плите, приготовила плов, манты. А что вы удивляетесь? Не вяжется с образом? Это на сцене я – оперная певица, а дома – мама, жена. С рождением ребенка мои жизненные приоритеты столь изменились, что я так строю свой рабочий график, чтобы как можно больше проводить времени с семьей, некоторым театрам даже отказываю. - Где лежит ваша трудовая книжка? - В Татарском государственной театре оперы и балета им. Мусы Джалиля, в Казани. Директор этого театра пригласил меня еще в 2007 году. Он согласен на то, чтобы я много ездила по миру, но с условием хотя бы одного моего спектакля в Казани раз в год. Я намерена и дальше выполнять держать свое слово.

После триумфального выступления в Нью-Йорке российская оперная певица Альбина Шагимуратова сыграет в кино
© Комсомольская правда