Мартин Рот: "Завтра уже настало"
В Третьяковской галерее проходит публичная дискуссия "Культурное лидерство в современном мире". Среди участников — директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, руководитель галереи Whitechapel Ивона Блазвик, директор Пушкинского музея Марина Лошак, художественный руководитель театра Sadler's Wells Алистер Сполдинг, глава Эрмитажа Михаил Пиотровский, арт-директор лондонской Королевской академии художеств Тим Марлоу, председатель попечительского совета Института медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка" Александр Мамут. Для серьезного разговора с коллегами прилетел из Лондона и директор знаменитого Музея Виктории и Альберта Мартин Рот. - Tomorrow is now — завтра уже настало — это ваш жизненный девиз и плакат 1956 года с таким слоганом висит у вас в кабинете. Сегодня в Третьяковской галерее во время дискуссии, в которой участвуют ваши коллеги со всего мира, этот разговор инициирован Третьяковской галереей. Вы будете говорить примерно о том же. Можно ли поделиться тезисами, которые вы заготовили? - Самое важное в музейной деятельности, смысл существования музея – в объектах, их видение. Поэтому, в любом случае, в работе музея мы можем возвращаться назад, можем смотреть в прошлое. Но важна интерпретация и перенесение этого объекта в будущее. А с современными цифровыми технологиями у нас есть совершенно другие, просто фантастические возможности работы. У нас есть партнеры в исследовательской деятельности, работающие над одними и теми же объектами, различными объектами совместно. Что мне особенно интересно, это то, что если ранее мы готовили выставку, открывали ее, ее видела общественность, то сейчас показ начинается задолго до вернисажа. Уже во время подготовки, когда только появляется информация, все уже говорят об этом, и это уже становится предметом для обсуждений. Таким образом, музей становится обнаженный, более открытый, но в позитивном смысле слова, сочетая открытость и диалог с общественностью. - Мы тоже пришли к этому опытный путем в журналистике, в телевидении. И отошли от того, чтобы показывать вернисажи, когда готовые картины уже висят, как придумали музейщики. Мы стали говорить о выставках на стадии замысла, когда идея что-то показать еще только пришла в голову. Кроме того, с точки зрения картинки, показать экшн, какое-то событие, когда экспонаты только развешиваются. А то, о чем вы сказали сейчас, наверняка знают или догадываются об этом ваши коллеги. Что нового вы хотите сообщить, на чем акцентировать внимание? - Что я хочу сказать? Что мы, как важная социальная институция, должны брать на себя больше риска, исследовать общество. На этой встрече мое общение будет проходить как диалог с Зельфирой Трегуловой, которую я уважаю и считаю, что она одна из самых выдающихся музейных директоров в мире. И уж точно я не буду никого учить, как и что делать. Потому что, если говорить о тех, кто готов рисковать, то Зельфира – одна из первых. - Третьяковская галерея сейчас на слуху у многих. И вы, наверняка, слышали про выставку Валентина Серова, не знаю, видели или нет. Но если да, то понимаете ли вы, почему настолько популярной была эта выставка? Как профессионал, как руководитель музея, что вы думаете об этом? Почему люди готовы были стоять в очереди на морозе часами? - Иногда это происходит просто как чудо. Мы ожидаем большое количество людей, но приходит огромное число людей, стоят огромные очереди. И мы не можем объяснить, почему. Но я думаю, в случае с выставкой Валентина Серова, это не чудо. Это большой труд. Благодаря невероятному художнику, благодаря коллекции, благодаря Зельфире Трегуловой и ее команде, которая смогла дать людям, даже тем, кто стоял часами на морозе, почувствовать себя зваными гостями. И тот опыт, который они получили, очень ценен. Хочу сказать, что Зельфира Трегулова и ее команда хотят изменить музей с точки зрения опыта посетителей и гостей. Для того, чтобы он становился лучше и лучше, и оставлял особое впечатление при визите. - У вашего музея Виктории и Альберта тоже прекрасный опыт организации поп-выставок, достаточно вспомнить пару выставок, посвященных Маккуину, или Боуи. Вам приходилось продавать билеты даже на ночные сеансы. Вы инициируете интересные идеи и справляетесь с тем невероятным потоком людей, который образуется благодаря тому, что эти идеи интересные. Наверняка, вы тоже поделись опытом с российскими коллегами? - Раньше музеи были более высокомерны: если не имеешь достаточного, даже, может быть, искусствоведческого образования, то ты здесь нежеланный гость, ты не сможешь понять экспозиции. Но сейчас – не так. В центре нашего внимания — опыт посетителей. Как, например, с выставкой Александра Маккуина. Мы не можем это делать постоянно – держать музей открытым 48 часов. Но иногда это действительно стоит того, это действительно ожидаемо, и воспринимается очень благодарно. Поэтому у нас бывают люди, которые танцуют на выставке в 4 часа утра, и наслаждаются не только объектами, но и всей атмосферой. Я глубоко убежден, что опыт посетителя, опыт гостя музея – это очень важно для музеев. - Как-то вы сказали, что хотите развивать образовательные программы, что практикуется сейчас и во многих российских музеях, в том числе, в Третьяковской галерее. Вы даже хотели взять советниками детей. - Что я считаю всегда важным, что до сих пор недооценено в обществе – это любознательность детей. Необходимо открывать для них двери и давать им возможность познать новое и интересное. Музеи являются идеальным дополнением, особенно для русской публики, которая всегда славилась своим интересом к образованию, как необходимой составляющей комплексного развития личности. Музей является идеальным дополнением к школе, к воспитанию, к школьному и университетскому образованию. Еще в Дрездене мы устраивали серию дебатов и конференций с молодыми людьми. Это, скорее, тинейджеры, нежели дошкольники. В Лондоне тоже у нас большая программа для молодежи. И я не учу, а, скорее, учусь у них. Так, первый раз я написал блог по совету моего юного советника. Или, например, я много узнал нового о совмещении бизнеса и культуры от наших молодых советников. В юности люди очень хотят принимать решения, и это важно, создается открытость и восприятие различных идей. - Очень много выставок вы провели с музеями Кремля, с Еленой Гагариной. Недавно открывали выставку в мультмедиаартмузее с Ольгой Свибловой. Но вы говорили о своем желании устраивать выставки не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и по всей России. Есть ли конкретные проекты, куда хотите привезти свои коллекции, или что хотите показать из Российской провинции в Лондоне? - Я очень заинтересован в совместных проектах. Не просто привозить или отправлять выставку, а создавать совместные команды — это одна из причин, почему я здесь нахожусь. Чтобы друг у друга учиться, и работать в этом направлении. И я искренне верю, что в этой огромной красивой стране много молодых и талантливых архитекторов и дизайнеров. И, конечно, я хочу работать в этом направлении. - Понравилась ли вам галерея Ильи Глазунова, как вы относитесь к этому художнику, знали ли вы о нем раньше? - Очень интересно. Я даже несколько раздосадован, что никогда здесь не был раньше. Хотя очень часто находился напротив — в Пушкинском музее. Как я понимаю, художник много уже сделал, и много будет делать, он довольно активен. И есть люди, большие поклонники его творчества, раз я вижу целую галерею, которую посвятили его искусству. Я считаю, это очень красивая галерея.
