Частный Музей русского импрессионизма открылся в Москве

К новому музею, который открылся для публики 28 мая, ведут два пути. Первый - со скоростного Ленинградского проспекта: здесь расположен парадный вход бывшей кондитерской фабрики "Большевик", а ныне перестроенные в не теряющем в Москве актуальности loft-стиле бизнес-центр и апартаменты (старая кирпичная кладка начала 20 века + современные конструкция из металла, бетона и стекла), на территории которой и расположен музей. Другой - с параллельной проспекту Скаковой улицы. Кроме того, можно добраться пешком от станции метро Белорусская (около 1,2 км). Музей: inside & outside Огромное цилиндрическое здание бывшего хранилища муки, на которое сверху британское бюро John McAslan + Partners насадило параллелепипед и отделало снаружи алюминиевой сеткой, моментально считывается как самостоятельное произведение искусства. Ни снаружи, ни внутри, - три наземных этажа отведены под лобби и временные выставки, а на -1 расположилась постоянная экспозиция, - архитектура не вызывает вопросов. Это отличный образец современной архитектурной реконструкции, какую делают и в Европе, и в Америке, для небольших частных выставочных пространств. Строительство музея началось в середине 2013 года и вылилось, по словам бизнесмена Бориса Минца, в $20 миллионов. Пышное открытие планировалось еще в 2015-м, но перенеслось на год. Выставочная площадь получилась вполне камерная - около 1000 кв.м., - как, например, у средней галереи арт-мейджора Ларри Гагосяна в Нью-Йорке или Париже. Круглые залы внутри соединены лестницей вдоль диаметра, а на третьем этаже, из параллелепипеда, можно выйти на террасы с двух сторон здания, где в теплое время планируют учить живописи взрослых и детей. Был ли русский импрессионизм? Как рассказывает Минц, приглядываться к искусству он начал в 2001 году. Один из дилеров русского искусства в Москве привил ему интерес к художникам рубежа XIX-XX веков. "Коллекционирование требует огромного количества времени и знаний, - говорит Минц. - Нужно много читать, смотреть и общаться с профессионалами". Чем он и занялся - ходил в музеи и на вернисажи, общался с художниками и галеристами, читал книги по искусству. Некоторые работы он покупал и ранее - сначала для украшения стен, затем - в "поисках своего направления". Начинал с графики Александра Бенуа и других членов легендарного объединения "Мир искусства", покупал разнородные работы современников - от концептуалиста Ильи Кабакова до Валерия Кошлякова, чьим страстным поклонником является и сегодня. Работы последнего, к слову, Минц и его команда тоже готовы отнести к стану "русских импрессионистов" и обещают устроить персональную выставку художника вскоре после открытия. Как рассказывает бизнесмен, "заболеть искусством" по-настоящему он смог тогда, когда на глаза попались импрессионистические упражнения русских классиков - Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Валентина Серова, Петра Кончаловского и других. Упражнения весьма редкие - для русских мастеров они так и остались лишь "пробой пера". Отсюда и неприятие профессиональным сообществом названия музея. Большинство считают его спекуляцией для привлечения публики и вспоминают авторитетного профессора и ведущего научного сотрудника Русского музея в Петербурге Михаила Германа, который в своей книге "Импрессионисты: судьбы, искусство, время" четко очерчивает круг стиля, называя импрессионизм "парижанином": "И хотя термин "импрессионизм" давно варьируется и даже обрел разные варианты значений, главным остается единственное. Это совершенно определенная страница истории французской (и только французской!) живописи: 60-80-е гг. XIX века, восемь выставок с 1874 до 1886 г., конкретные имена, судьбы, события, проблемы, наконец, существование более или менее стабильной группы и - временами - даже организации художников". Но на то музей и частный, чтобы иметь возможность для маневра. Коллекционер с рассудком Коллекцию Минца, которую демонстрируют на цокольном этаже, можно назвать вполне рассудочной: здесь нет истовых шедевров, гремевших миллионными эстимейтами на Русских торгах в Лондоне, да и все лучшие импрессионистические работы русских художников того времени давно осели в музеях. Сам миллиардер, как говорят источники RBTH, не приобретал работы дороже $500 тысяч (во столько обошелся, например, "Парк с прудом" Бориса Кустодиева). Но музей полон приятных для глаз небольших и средних размеров, в основном эскизных, произведений первых имен русского искусства. Например, здесь есть нетипичная для Кустодиева "Венеция"; нежное "Окно" Валентина Серова, эскиз к портрету его невесты Ольги Трубниковой, хранящийся в Третьяковке; "Каток Динамо" Петра Кончаловского… Кроме того, инаугурация музея проходит с ретроспективой еврейского художника Арнольда Лаховского, ученика знаменитого Ильи Репина, жившего большей частью в Париже и Нью-Йорке. Автора из разряда тех, кого называют "недооцененные" или "незаслуженно забытые". Музей обещает целую серию выставок подобных имен, что, по крайней мере, обещает свежие впечатления для публики.

Частный Музей русского импрессионизма открылся в Москве
© Российская Газета