От Бакста до Фишера: 11 московских выставок июня, которые нельзя пропустить
Река Конго. Искусство центральной Африки. Из собрания музея на набережной Бранли (Париж) ГМИИ имени А.С. Пушкина, 17 мая — 4 сентября Маски в виде реликвариев с останками предков, саркофаги, защитные статуэтки, метательные ножи, многочисленные скульптуры женщин (которых в африканской культуре, между прочим, почитают как божество) — всего 190 мистических и экзотичных объектов из шести африканских стран от южного Камеруна до Анголы — представлены на выставке в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Экспозицию дополняют два обреза ткани, расписанных страстным коллекционером африканских диковин Анри Матиссом. Искусство Африки интересно в контексте мирового художественного наследия: найдите в африканском искусстве, которое почитали Ван Гог, Сезанн, Вламинк, Кирхнер и Баския, истоки авангарда и сравните объекты культа с работами крупнейших европейских художников из постоянной экспозиции Галереи. Выставке сопутствует фестиваль африканской культуры с тематическими лекциями, концертами и кинопросмотрами. Маска в форме сердца. Конго. Народность квелю. Начало ХХ века. Дерево Тайны старых картин Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском, 1 июня — 21 августа Каждый научный сотрудник Третьяковской галереи за свою карьеру обнаруживает как минимум одну тайну, стоящую за картиной. Сразу 17 таких историй станут вам известны после визита на телепортирующую в закулисье музея выставку «Тайны старых картин». Каждое полотно сопровождают малоизвестные эскизы, рентгенограммы и другие «улики», обычно доступные только реставраторам и хранителям. Как именно специалисты пришли к тому, что невеста с всегда актуального полотна Пукирева «Неравный брак», состарилась в богодельне? Что рисовал младший брат лучиста Михаила Ларионова, Иван? Почему Репин закрасил великосветский наряд и высокую прическу на портрете своей свояченцы черным монашеским одеянием? Зачем Коровин фальсифицировал дату на своем импрессионистическом портрете хористки? Почему «неизвестный в треуголке» с картины Рокотова — женщина? Ответы — в Инженерном корпусе. Пукирев В.В. Неравный брак. 1862 «Маленький топор» Урса Фишера Центр современного искусства «Гараж», 10 июня — 21 августа Экспозиция «Маленький топор» — подарок швейцарского художника Урса Фишера московскому музею «Гараж» по случаю первой годовщины в новом здании. На двадцать бронзовых раскрашенных вручную скульптур Фишера вдохновила архитектура здания — памятника советского постмодернизма. От крупномасштабных работ Урса захватывает дух: трехметровая свеча будет гореть и таять на протяжение выставки, но самая интеррактивная работа Фишера располагается на площади музея. В Москву приехал проект YES, в котором с 2011 года принимают участия жители разных стран. Для москвичей привезли несколько тонн глины, из которой можно лепить все, что угодно. Никакой специальной подготовки для коллективного творчества не требуется, но если чувствуете себя совсем неуверенно, советуем заручиться поддержкой студентов Строгановки, Суриковского Института и МАРХИ, которые будут волонтерами проекта на открытом воздухе. Урс Фишер и другие художники. YES. 2011 — по настоящее время. Скульптуры из необженной глины. 2013 © Usr Fischer. Фото: Кассандра МакЛеод Русский космос Мультимедиа Арт Музей Москва, 18 мая — 11 сентября Труды ученого Циолковского и графика Кабакова, макеты железных дирижаблей и отрывки из фильма «Космический рейс» (без которого, по признанию Кубрика, не было бы его «Космической одиссеи»), рисунки Малевича, Татлина, Новикова, фотографии Гагарина и модели ракет: этот микс куратор выставки Ольга Свиблова выбрала в качестве точки схода двух линий: русской науки и русского авангарда, в котором космизм является важнейшей парадигмой. В рамках выставки состоится премьера артефакта: спускаемый аппарат «Восток» Юрия Гагарина из музея Ракетно-космической корпорации «Энергия» демонстриуется широкой публике впервые в МАММ. Самые Илья и Эмилия Кабаковы. Центр космической энергии. Внешний вид центрального здания (здание № 1). № 7. – Портфолио. Изд. Mike Karstens Graphics, 2003. Собрание МАММ. © Илья и Эмилия Кабаковы Поздний Машков Фонд InArtibus, до 3 июля Июнь — последний шанс увидеть сорок поздних (1922 – 1944) картин Ильи Ивановича Машкова, и понять, чем же был великий сооснователь "Бубнового валета" без "Бубнового валета". Хлебные натюрморты, благополучные деревенские жители, идиллические виды крымских гор и черноморских курортов: очень русские, мастеровитые и совсем не дерзкие вещи — ну суд самого широкого зрителя. Вход на выставку свободный. Машков И.И. Привет XVII съезду ВКП(б). 1934 Футбол–хоккей ЦСИ Винзавод, Цех Красного, Цех Белого, 18 мая — 20 июня Предрассудок о том, что спорт и искусство полярны, вслед за культовыми советскими художниками Александром Дейнекой, Александром Родченко и Юрием Пименовым, опровергает команда современных художников. На выставке с физкультурным названием представлены 60 имен, среди которых Евгений Антуфьев, Олег Целков, Владимир Дубосарский, Павел Пепперштейн, Гоша Острецов, Миша Most. На двух этажах экспозиции вам встретится буквально все, что в богатом воображении можно связать со спортом, — от реальных игровых ворот до железных кокошников. Выбрать своего чемпиона в разнообразии техник и сюжетов, собранных неутомимым коллекционером и аукционистом Владимиром Овчаренко, можно до 20 июня. Иван Коршунов. Хоккей. 2016 «Пространственно-временной континуум»: сольная выставка Александра Виноградова Галерея «Триумф», 3 — 26 июня Первая сольная выставка художника Александра Виноградова, более 25 лет творившего в составе художественного дуэта Дубосарский-Виноградов, пройдет в галерее «Триумф», где нередко чествовали обоих авторов одновременно. Работа над дебютным проектом частично протекала в поезде по дороге из Санкт-Петербурга в Москву, а главными образами выставки стали русский лес и лента дороги, практически доведенные до абстракции. Аллюзии на Малевича, Ротко и ничего похожего на Дубосарского-Виноградова — в тридцати холстах и акварелях. Александр Виноградов. Отражение 2. 2016 Арнольд Лаховский. Очарованный странник Музей русского импрессионизма, 28 мая — 27 августа Первой временной выставкой самого нового московского музея стала ретроспектива художника русского зарубежья Арнольда Лаховского (1880—1937), ученика Ильи Репина и друга Исаака Бродского, который жил и работал во Франции, Италии, Бельгии, Палестине, США и при жизни был куда больше известен заграницей, чем на Родине. Полсотни работ, включая никогда ранее не выставлявшиеся предметы из частных собраний, изображают, в основном, пейзажи — русскую зиму, израильскую жару, тесные европейские улочки, и жанровые сцены — босых бездомных, евреев в очередях, коробейников на базаре и голландских дам в интерьерах. Выставка располагается на втором этаже музея и сопровождается лайтбоксами с макросъемкой картин, на которых видно каждый мазок художника, творчество которого отчасти импрессионистично. Арнольд Лаховский. Весна (Черная речка). Николай Лансере. Архитектура, акварель, письма Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева, до 17 июня Камерная выставка работ архитектора и художника Серебряного века Николая Лансере делится на два периода. Проекты интерьеров беззаботных царскосельских особняков, зарисовки из путешествий и воздушные акварели отражают дореволюционный период творчества художника; пронзительные письма из "шарашки", спроектированная в заключении мебель и конкурсные конъюнктурные эскизы, вроде поселка для рабочих "Алеша", — трагичный советский период репрессий. Иной шанс взглянуть на творчество многогранного художника может представиться нескоро: в Музее имени Щусева собрано 150 экспонатов из Музея истории Санкт-Петербурга, который основал Лансере, семейного архива и частных московских собраний. Лансере Н.Е. Ростов Великий. Гроза уходит... 1930–1931 Лев Бакст. К 150-летию со дня рождения ГМИИ имени А.С.Пушкина, 8 июня — 4 сентября Юбилейная ретроспектива короля сценографии Льва Бакста — еще один повод посетить Пушкинский музей в июне. Выставка проходит с подобающим размахом: среди 250 объектов — живопись, графика, фотографии, архивные документы, редкие книги, костюмы, модные наряды и аксессуары, театральные эскизы. Бакст и belle epoque неразрывны, поэтому выставка дает представление не только о творчестве художника, но и о чарующей атмосфере современной ему эпохи, в формировании которой он принимал активное участие. Первая четверть двадцатого века знаменита Дягилевскими сезонами, к которым Бакст создавал костюмы и декорации, первыми показами высокой моды и модой на экзотику, в распространении которой Бакст и его ориентальные дизайны костюмов играли не последнюю роль: о шароварах и тюрбанах a la Bakst мечтала каждая девушка. Бакст Л.С. Эскиз костюма Беотийца к балету «Нарцисс» Н.Н. Черепнина. Около 1911 Дом впечатлений. Классика и современность медиаарта Усадьба Голицыных, Музейный городок ГМИИ им. А.С.Пушкина (Волхонка, 14, стр. 5), 26 мая — 30 сентября Летний дом ГМИИ имени А.С.Пушкина — Усадьба Голицыных — на все лето превратился в мультимедийное пространство, которое воздействует на слушателя в формате 4D. Под крышей усадьбы собраны работы 19 крупных художников XIX и XX веков, включая Билла Виола, Брюса Наумана, Ирину Нахову, Кристу Зомеррер и Марникса де Нийса. Выделите себе не меньше часа, в течение которого придется не только бродить по темным и светлым комнатам, смотреть, слушать, читать, вглядываться, но и принимать не самые стандартные для музейного пространства позы: некоторые экспозиции расположены на потолке. Успеть наведаться в приятно-прохладный особняк нужно непременно летом: в октябре в здание переедет экспозиция европейских импрессионистов. Ирина Нахова. Дега, или Мерцание. Диалог, 2012–2016. Видеопроекция, фотография. Живопись. Предоставлено художником.
