Наш подарок французам: русское и советское искусство в Центре Жоржа Помпиду

Российские меценаты и коллекционеры искусства дарят крупнейшему французскому музею — Центру Жоржа Помпиду — коллекцию современного искусства СССР и России. 14 сентября в этом крупнейшем мировому музее откроется выставка "Коллекция! Современное искусство в ССР и России 1950-2000 годов". 250 работ из России не только будут показаны во Франции, но и останутся в собрании Центра Помпиду. Инициативу Благотворительного фонда В. Потанина поддержали частные коллекционеры, сами художники и их семьи, которые передали в дар работы. Михаил Рогинский. "Розовый забор, рельсы", 1963. Холст, масло, 60x70cм. Дар Инны Баженовой и Дмитрия Саморукова Русское искусство в мире знают хорошо. И в том же Центре Помпиду есть большое собрание русского авангарда — работы Гончаровой, Ларионова, Шагала. Закупал этот крупный музей и советское искусство, однако происходило это от случая к случаю. Эксперты считают, что нынешний дар — к 40-летию авторитетного музея — сделает "российское представительство" в Центре Помпиду полноценным. Впрочем, этот широкий жест в какой-то степени изменит представления публики не только о русском искусстве второй половины ХХ века, но, возможно, и о России. Подарок во многом, как сегодня принято говорить "имиджевый". Франциско Инфанте-Арана. Из серии "Супрематические игры", 1968/1970-е Сибахром, 28,5 x 28,5 см. Дар Франциско Инфанте-Араны Точкой отсчета для этой коллекции стала эпоха оттепели — именно тогда власти приоткрыли железный занавес, изолировавший советское искусство. В 50-е прошло сразу несколько выставок, которые перевернули представления советских художниках о современном мировом искусстве. Работы Пабло Пикассо были показаны в ГМИИ им.Пушкина, выставки современного искусства прошли в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов, а полотна Джексона Поллока показали во время Американской выставки в Москве. Именно во времена недолгой хрущевской оттепели зародился московский нонконформизм — его художники разрабатывали собственный язык. Среди мастеров — художник и теоретик искусства, сын испанского политэмигранта Франциско Инфанте. Его работа — одна из самых ранних в коллекции, которая отправляется в Париж. Эрик Булатов, "Слава КПСС", 2003-2005 Холст, масло, 200 x 200 см. Дар Владимира и Екатерины Семинихиных Вряд ли коллекция современного русского искусства могла бы обойтись без мастеров соц-арта — художественного направления, зародившегося в 70-е годы. Работа Эрика Булатова "Слава КПСС", наверное, самый хрестоматийный образец этого направления, которое как бы "выворачивает" искусство наизнанку, по-новому используя привычные знаки и символы. Павел Пепперштейн. "Жанна д’Арк", 2005 Холст, масло, акрил, 140 x 140 см. Дар Благотворительного Фонда В. Потанина Середина 80-х принесла некоторую свободу, художественная жизнь столицы переместилась в сквоты: представители богемы обосновывались в брошенных зданиях, превращая их в творческие мастерские. Одним из таких мест был сквот в Фурманном переулке, объединивший к концу десятилетия около ста художников. Среди них был и Павел Пепперштейн, чья "Жанна д' Арк" будет теперь в Париже. Сергей Бугаев (Африка), "Девочка с кошкой", 1986 Холст, масло, 200 x 240 см. Дар Благотворительного Фонда В. Потанина В те же 80-е в тогдашнем Ленинграде подпольное искусство развивалось в тесном взаимодействии с рок-культурой — одновременно с "Поп-механикой" Сергея Курехина появляется объединение "Новые художники"; эти два явления практически неразделимы. В коллекции Центра Помпиду будет и работа Сергея Бугаева-Африки, который на родине известен широкой публике как исполнитель одной из главных ролей в фильме Сергея Соловьева "Асса."

Наш подарок французам: русское и советское искусство в Центре Жоржа Помпиду
© РИА Новости