370 единиц дарения
Русская "Коллекция" в Центре Помпиду Выставка коллекция В Центре Помпиду сегодня открывается выставка "Коллекция". Это русский подарок французскому музею -- собрание работ современных художников СССР и России. Рассказывает парижский корреспондент "Ъ" АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ. Предложение куратора выставки Ольги Свибловой, сделанное год назад, было принято. Более 40 коллекционеров, художников, наследников и фондов участвовали в формировании дарственной "Коллекции", а Фонд Потанина взял на себя львиную долю забот и расходов. В галереях четвертого и пятого этажей выставлены соц-артистские скульптуры Леонида Сокова, знаменитые работы Эрика Булатова "Слава КПСС" и "Входа нет". Отдельный зал у "Мухоморов", наконец-то нашли свое место в музее скульптуры Игоря Шелковского, сделавшего вместе с друзьями и для своих друзей художественный журнал "А-Я", в котором впервые были опубликованы работы и тексты русских концептуалистов и соц-артистов. Подписанные, так сказать, присвоенные Виталием Комаром и Александром Меламидом кумачовые лозунги "Слава труду" соседствуют с барочным орденским бюстом работы Бориса Орлова. Но еще больше листов, ксероксов, фотографий, маленьких объектов вроде коробочек с надписями Риммы Герловиной. Целая комната отдана инсталляциям Дмитрия Пригова, архитектуру представляет сложенный из костяшек мавзолей работы Юрия Аввакумова. Далее по списку -- от Ильи Кабакова до Владислава Мамышева-Монро. "Для нас это очень важное приобретение. В Центре Помпиду были работы русских художников,-- говорит директор Центра Бернар Блистен.-- Многие из них жили в Париже, так сложилась их биография. Но мы почти ничего не знали об искусстве советского времени. В процессе подготовки выставки мы встретились с таким количеством художников, галеристов, коллекционеров, что перед нами открылся новый мир. Вы проявили такую гордость за свое искусство, какой, мне кажется, от французов в аналогичной ситуации нельзя было бы ожидать. Я рад, что вы настолько дальновидны, что включили ваших художников в мировой музейный контекст, это очень важно. Мы будем продолжать работу, потому что теперь мы и наш музей, и Европа в целом знаем о вашем искусстве несравнимо больше, чем еще год назад". Центр Помпиду никогда еще не получал из России такого щедрого подарка. Никогда еще русские собиратели не отправляли в западный музей такую удивительную коллекцию. Более 370 единиц хранения. Тем не менее показывают ее без особой помпы -- наряду с другими приобретениями музея и подаркам ему. С одной стороны, жалко, с другой -- сделаешь шаг за Пригова, и вот он, пожалуйста, Бойс. В этом соседстве как раз понимаешь значение "Коллекции" -- она должна не поразить французов в самое сердце, попробуй это сделать, когда наше искусство было предназначено для квартир, а соседское, не наше,-- для огромных пространств, сравнимых с Помпиду. В большинстве своем скромные по размеру и технике работы окажутся в контексте искусства, а не в резервации или в детском саду. Ради Центра Помпиду эти работы привели в порядок, значительная их часть была отреставрирована руками и русских, и французов. Совершенно очевидно, что авторы не метили в вечность, и это очень симпатично. Люди жили не столько произведениями, сколько самой средой, рождавшей искусство. Сегодня становится ясно, что, если бы не усилия коллекционеров и не архивы самих художников, это искусство исчезло бы, просто рассыпалось бы в прах и было бы забыто и вытеснено более яркими и мастеровитыми, молодыми и многоязычными художниками. Но и для них, новых, появление в поле зрения музейных кураторов работ их предшественников окажется очень важным. Они встроятся в прямую историю, а не вырастут на пустом месте как невиданный невкусный мухомор.