Выставка Московского музея дизайна в Лондоне получила почетный приз
Первая биеннале дизайна проходит в Лондоне 7-27 сентября при поддержке мэра Лондона Садика Хана в музее Сомерсет-Хаус, бывшем королевском дворце, занимающем целый квартал на берегу Темзы. Из 37 стран-участниц лишь несколько были отмечены почетными наградами. Среди них и Россия, которую представил Московский музей дизайна. Русский павильон получил медаль за лучшее раскрытие главной темы смотра - "Утопия в дизайне". Забытые архивы В экспозиции русского павильона Московский Музей Дизайна впервые представил публике уникальный архив художников-конструкторов Всесоюзного научно-исследовательского Института Технической Эстетики (ВНИИТЭ) 1960−1980х годов, совершенно неизвестные до этого страницы советского дизайна. По словам директора музея Александры Саньковой подготовка к выставке заняла четыре года: "Мы с сотрудниками на своих руках вывозили коробки с архивами ВНИИТЭ из их здания на ВДНХ, сами оцифровывали их, записывали интервью с бывшими работниками института". В этих архивах - реализованные и нереализованные проекты дизайнеров, кадры с выставок и конференций, которые проводил ВНИИТЭ. Санькова отмечает, что музей хотел показать и человеческую сторону советского дизайна - за каждым проектом стоял живой человек. Большим поклонником стенда России оказался директор биеннале Кристофер Тернер. "Я совершенно очарован фотографиями музея дизайна и тем, как они представлены на выставке - словно только что раскрытый архив, каждый слайд расположен в световом боксе на стене", - рассказал он RBTH. Тернер говорит, что ему в принципе нравится идея ретроспективных выставок: "Люди должны учиться, глядя на прошлое своей страны, они должны сохранять и исследовать это прошлое." Он также посетовал, что у Московского Музея Дизайна до сих пор нет своего здания: "Это было бы настоящим признанием их деятельности по сохранению истории дизайна своей страны". Возрождение промышленного дизайна Во ВНИИТЭ под руководством Юрия Соловьева инженеры-проектировщики (слова "дизайн" и "дизайнер" было разрешены в СССР лишь в 1989 году) разработали множество интересных и полезных вещей, опережавших свое время. Например, программe по переработке сырья и раздельному сбору отходов "Вторма", или концепцию перспективного электронного оснащения жилища (система умный дом) "Сфинкс", или экспериментальное такси, куда женщина могла заходить с коляской. Портативные магнитофоны, снегоуборочные машины, футуристическая новая кабина для БелАЗа - лишь малая часть этих проектов были реализованы, остальные остались на бумаге по воле советских чиновников. "Я думаю, что с изменениями и дополнениями можно было бы применять все эти проекты и сегодня”, - считает Александра Санькова. На пути к восстановлению памяти о советском утопическом дизайне у московского музея есть партнеры и единомышленники. "После распада СССР промышленному дизайну в нашей стране перестали уделять достаточное внимание, что сегодня привело к его отсутствию в России", - посетовал директор по коммуникациям, аналитике и стратегическим исследованиям корпорации Ростех Василий Бровко. Год назад Ростех занялась возрождением промышленного дизайна в России: восстановила институт технической эстетики ВНИИТЭ и провела открытый конкурс промдизайна в России. Советский шик Интерес к советскому прошлому сегодня прослеживается не только в России, и не только в области дизайна. В сейчас Лондоне одновременно проходят несколько выставок, посвященных СССР. Например, в галерее GRAD - выставка "Советская суперженщина: работать, строить и не ныть", рассказывающая о переосмыслении роли женщины в советской пропаганде, от революции до перестройки. А в галерее Calvert 22 идет целая программа с выставкой и лекциями на тему "Власть и архитектура" об утопических постройках на территории всего постсоветского пространства, призванных показать советское архитектурное величие. Директор биеннале Кристофер Тернер не считает такой повышенный интерес удивительным: "Определенно, в каждом таком проекте присутствует некий совесткий шик. Людям нравятся сильные цвета, выразительные позы и все эти черты пропаганды".