Антиквары сидят на своем
Завершилась Biennale des Antiquaires в Париже Биеннале антиквариат В Гран-Пале завершилась 28-я Биеннале антикваров, о которой "Ъ" писал 12 и 15 сентября. Устроители поздравляют себя с победой, но если победа и достигнута, то только промежуточная. Посещаемость нынешней биеннале составила менее 40% прошлой. Рассказывает парижский корреспондент "Ъ" АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ. Национальный синдикат антикваров SNA по-прежнему уверен, что биеннале следует проводить каждый год. Прощаясь с участниками, президент SNA Доминик Шевалье назначал им рандеву ровно через год на том же месте в тот же час. "В нынешнем контексте важно было показать, что биеннале в состоянии вернуть себе статус самой красивой ярмарки мира",-- говорит он. История с фальшивыми стульями, которая стоила биеннале участия двух ключевых галерей (см. "Ъ" от 29 июня), не испортила общего настроения. Антиквары стоят на своем, объясняя, что такое случалось на разных антикварных салонах. На этом же приемочная комиссия мало того что была составлена из 22 незаинтересованных лиц под руководством бывшего директора Лувра Анри Луаретта, но и получила в свое распоряжение мобильную лабораторию ArtAnalysis и базу данных, включающую украденные или незаконно вывезенные предметы GIE Argos. К достоинствам нынешней биеннале относят отличный, куда более строгий и деловой, чем раньше, дизайн Натали Криньер и появление многочисленных торговцев старой живописью. Раньше они выставлялись на ежегодном салоне Paris Tableau, а теперь влились в биеннале. Но, поскольку продолжением достоинств становятся недостатки, некоторые посетители жаловались мне на менее роскошный, чем у былых Карла Лагерфельда или Жака Гранжа, интерьер и засилье старой живописи, далеко не всегда легкой для дилетанта. На нынешней биеннале практически не было фотографии, хотя галереи могли бы воспользоваться случаем и реабилитироваться перед посетителями салона Paris Photo 2015, отмененного запаниковавшими устроителями после ноябрьских терактов. Маловато было графики и гораздо меньше, чем обычно, античности и примитивного искусства, деликатно называемого неевропейским. Многие главные игроки этого рынка вроде Дидье Класа из Брюсселя от участия в биеннале отказались. Но тем проще было торговать пришедшим. Галерея Ferrandin среди дюжины других работ продала две африканские скульптуры за €100 тыс. и €500 тыс., а специализирующаяся на античности и исламе галерея Kevorkian -- алебастровую статую II-I веков до н. э. за €200 тыс. Понятен успех галерей, которые ставили исключительно на качество, вроде канадской Landau Fine Art. Предложившая фантастический набор художников (Модильяни, ван Донген, Матисс, Бюффе, Леже, Мур), она довольна итогом (а кто мог ожидать иного результата при таком подборе) и собирается вернуться в 2017 году. Но не менее удачно торговали галереи, предложившие концептуальные выставочные проекты. Хозяин Galerie Templon, основанной ровно 50 лет назад, выставил вещи--ровесники галереи: работы Даниэля Бюрена, Ива Кляйна, Ханса Хартунга, Армана. Даниэль Темплон в итоге считает биеннале удавшейся. Такого же мнения придерживаются в барселонской галерее Mayoral, посвятившей свою экспозицию Испанскому павильону на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. История его необычна. В самый разгар гражданской войны республиканские власти доверили представлять Испанию художникам. В этой выставке, состоявшейся в Париже 80 лет назад, участвовали Пабло Пикассо, Жоан Миро, Александр Колдер, Хулио Гонсалес, Альберто Санчес. Разумеется, куратору нынешней галерейной выставки Хуану Мануэлю Боне, бывшему директору мадридского музея Reina Sofia, не удалось бы достать реальных вещей 1937 года, тем более написанной специально для выставки "Герники" Пикассо. Но он поставил в центре стенда красные столбы с революционными лозунгами про диктатуру пролетариата, а по сторонам расставил и развесил более поздние вещи Миро, Колдера и Пикассо, которые, конечно же, не предназначались для пролетариев, как, например, фигурирующая среди проданных скульптура Колдера за €350 тыс. "Контекст", о котором говорит Доминик Шевалье, и вправду не благоприятствовал: после терактов в Париже и Ницце многие участники прислали отказы и сожаления. Число посетителей антикварного салона упало до 30 тыс. против 80 тыс. в 2014 году. Анри Луаретт, приходом которого очень гордились, намекает, что его обязательства исчерпывались этим годом. Тем не менее устроители уверены, что главное у них получилось и еще раз получится уже через 12 месяцев.