"Опыты для будущего": работы Александра Родченко привезли в Москву из десятка музеев России
В Мультимедиа Арт Музее к 125-летию Александра Родченко открылась самая полная выставка мастера. Он – основоположник советского дизайна и рекламы, один из основателей конструктивизма. В кепке и с любимой трубкой – автопортрет того, кто первым в истории применил фотоколлаж на обложках книг. Благодаря ему, "Джим Доллар" Мариэтты Шагинян стал бестселлером в 1924 году. Но с тех пор фантастический детектив ни разу с этими иллюстрациями не печатали. Увидеть их можно только на выставке, которую собрал внук родоначальника советского дизайна Александр Лаврентьев. "Родченко придумал структуру, в которой всегда есть указатели, стрелочки, активизирующие внимание, и каждый раз новая книга иллюстрируется таким фотомонтажом, который фактически можно анимировать, оживить, превратить в такую киноиллюстрацию", — говорит искусствовед, куратор выставки "Опыты для будущего" Александр Лаврентьев. За 20 лет существования бывший Дом Фотографии провел более полусотни выставок Родченко – здесь хранится крупнейшая его коллекция. Но эту экспозицию – к 125-летию со дня рождения художника — Ольга Свиблова называет самой полной. Работы собрали из десятка музеев со всей России, чтобы показать все "Опыты для будущего", которые поставил один из основоположников конструктивизма. Ракурсы, диагональная композиция, первая фотография в рекламе – Лиля Брик призывает читать книги – и даже объемные иллюстрации: журнал со статьей о прыжках складывается в виде парашюта. "Для Родченко не было разницы между живописью, скульптурой, фотографией, графикой, архитектурой, кино, дизайном. И мы первый раз показываем это все вместе. Если бы мы использовали сегодняшний термин, мы бы сказали, что он был мультимедиа художником", — говорит директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. Как писал Александр Родченко, "искусство будущего не будет уютным украшением семейных квартир". И в этом можно убедиться – этажом выше. Чтобы перевезти из Дюссельдорфа в московский Мультимедиа Арт Музей инсталляцию из песка, потребовалось несколько холщовых мешков, грабли и электромотор. Российскому зрителю этот арт-объект скорее всего напоминает плуг, а вот его создатели видели в нем круг, или идеальный "ноль". ZERO – это название группы художников, которые после Второй Мировой войны мечтали обнулить историю и воспеть ее грядущие достижения, которые позволят, например, наладить сельское хозяйство в безжизненной пустыне или даже засеять другие планеты. В 50-е были изобретены первые солнечные батареи. Вдохновленный этим, художник группы ZERO Хайнц Мак отправился в Сахару, где создал подобную инсталляцию. А это уже аллюзия на небоскребы из плексигласа. "Когда первый спутник полетел в космос, миру открылся новый материал – алюминий. Вот здесь алюминий. А вот алюминий, который использует НАСА, смотрите, какой тонкий — если оператор обойдет вокруг, сквозь него будет видно меня", — рассказывает директор Фонда ZERO Маттиас Фиссер. То есть, "творить новое надо новыми средствами выражения", как говорил Александр Родченко. Что и воплотили спустя три десятилетия немецкие художники.