Уильям Кентридж, толкователь образов и смыслов Вселенной
Катерина Архарова Русская служба Би-би-си, Лондон В лондонской галерее Уайтчепел открылась выставка работ художника и аниматора из ЮАР Уильяма Кентриджа, созданных им за последние 13 лет. Выставка имеет заглавие - Thick Time, "плотное время", "мощное время", "неразрывное время". Что имел в виду художник? Когда в 1929 году Троцкого, идеолога марксизма и отца "перманентной революции", выслали из России, он поселился в отеле "Сплэндид-палас" на острове Бююкада недалеко от Стамбула. Когда в 2015 Уильяма Кентриджа, художника и аниматора из ЮАР, пригласили участвовать в 14-й Стамбульской биеннале, которая проходила именно на этом острове, то он решил воспользоваться этим совпадением. Кентридж придумал и воплотил в жизнь аудио-видеоинсталляцию под названием "О, сентиментальная машина!", оттолкнувшись от идеи Троцкого, что человек - это сентиментальная, но программируемая машина. Эта удивительная работа - одна из нескольких, созданных Кентрижем за последние 13 лет, которую можно увидеть на только что открывшейся выставке в галерее Уайтчепел. Мы переносимся в холл гостиницы "Сплендид-палас", где на стеклянные дверные панели проецируется видеоряд, а мы будто оказываемся случайными свидетелями идущих за белыми дверьми разглагольствований незадачливого диктатора, его диктовки писем своей секретарше - женщине с мегафоном вместо головы, той самой "сентиментальной машине", которая влюбляется вопреки логике диктуемых ей лозунгов и собирает слезки в чашечку. В юности Уильям Кентридж учился пантомиме в Париже, в театральной школе феноменального педагога Жака Лекока, и до сих пор сохранил эту особую пластику движений. В серии видеофильмов "Семь фрагментов для Жоржа Мельеса", идущих одновременно на белых "простынях", развешанных по трем стенам галерейного зала, Кентридж зарисовал и заснял сам себя: работающего в мастерской, творящего, рисующего, стирающего нарисованное под музыку, написанную специально для этой работы композитором Филиппом Миллером. Кентридж показывает нам процесс создания рисованного образа с самого его начала - с момента прохождения идеи ногами, продумывания, осмысления, и в этом также видна лекоковская театральная выучка: как из физики телодвижения возникает интеллектуальная абстракция. Название выставки - Thick Time - можно понимать по-разному: это и "плотное время", и "мощное время", и "неразрывное время". Времени как физическому явлению и как абстрактной идее здесь посвящено многое, если не все. Звучит пугающе, но на самом деле смотреть интересно. Идеи, оплодотворившие многосоставную инсталляцию "Отрицание времени" (2012 г.), возникли в ходе бесед художника с американским ученым Питером Галисоном. Как рассказал Кентридж на открытии выставки, ход мысли был таков: поскольку скорость света - величина неизменная, то, как в свое время предположил астроном-любитель Феликс Эберти, наша Вселенная вполне может быть заполнена образами событий, происходивших на Земле тысячи лет назад и до сих пор источающих свой свет. "Отрицание времени" - это попытка его материализовать через "дыхание" механизированной деревянной скульптуры, через движущуюся тут же, на экране, карнавальную шеренгу бродячих артистов, с течением времени превращающихся в колонну беженцев. "Вселенная - это по сути дела архив образов", - повторил художник мысль Эберти, открывая свою выставку. Вселенная Кентриджа - это постоянно обновляющийся анимационный толкователь этих образов, своего рода энциклопедия бесконечных смыслов и значений. Выставка William Kentridge: Thick Time продлится в галерее Уайтчепел до 15 января 2017г.