Восточноевропейские ценности

Завершилась ярмарка viennacontemporary Выставка современное искусство В Вене в Маркс-Халле, внушительном здании XIX века с промышленным прошлым, восстановленном и адаптированном должным образом, подошла к концу ярмарка современного искусства viennacontemporary. Больше 28 тыс. человек посетили арт-маркет, следующие даты проведения которого уже объявлены -- с 21 по 25 сентября 2017 года. Из Вены -- ЕЛЕНА КРАВЦУН. В прошлом году в первый день работы ярмарки анонимный художник нарисовал граффити на кирпичной стене выставочного комплекса с жалобным текстом следующего содержания: "Galerie Meyer Kainer игнорирует меня, равно как и Ropac, и Hilger". В этом же году венский Бэнкси (как в шутку уже успели окрестить озорника), смекнув, что упреки не работают, уже пытался понравиться проходящим мимо коллекционерам. Граффити "Я тоже рисую великие картины" появилось снова в ночь совсем рядом с Маркс-Халле и удивительным образом отражает один из трендов -- в этом году на стендах было действительно много живописи с тяготением к геометрической абстракции. Попадались на viennacontemporary и политические работы. В варшавской концептуальной галерее с говорящим названием "Пропаганда" зрителей встречал крупноформатный лайтбокс польского художника Павла Ковалевского с предупреждающим знаком "Europeans Only". Многие сразу воспринимали эту работу как актуально отражающую возникшее напряжение на континенте вследствие мигрантского кризиса, однако сделан этот снимок был в Южной Африке в Музее апартеида еще в 2007 году. Сегодня же в свете нынешней агитации некоторых европейских политиков против мусульман и беженцев он обретает новый смысл. Австрийская галерея Christine Konig представила тотальную инсталляцию, оклеив часть стенда газетами с громкими заголовками и едкими комментариями маркером знаменитого румынского художника Дана Пержовски, как бы на полях темы кризиса, мигрантов и социальных сетей. Пояснением к инсталляции стала цитата из "Гамлета" -- "Распалась связь времен, век расшатался", а прямо на газетах висели работы Юргена Теллера, Джимми Дарема (художник по происхождению индеец чероки и был одним из организаторов Движения американских индейцев) и многих других. Пока большинство русских коллекционеров удовлетворяют свои культурные амбиции ближе к дому, отечественные галереи стремятся работать с зарубежным зрителем. Так, на стенде галереи "Риджина" помимо русских художников (Павла Пепперштейна, Анны Паркиной, Сергея Браткова, Виктора Алимпиева) была замечена энергичная графическая работа 40-летнего немецкого художника Ральфа Цирфогеля с сильным визуальным месседжем (€33 тыс.), с которым галерея начинает свое сотрудничество. "При формировании стенда мы стремились учитывать эстетику, понятную западному коллекционеру. Мы, с одной стороны, хотим, чтобы наши авторы адекватно воспринимались обществом, с другой же стороны, стремимся показать, что сами готовы работать и с зарубежными художниками, знаем и понимаем их",-- говорит руководитель "Риджины" Михаил Овчаренко. Такая стратегия увенчалась успехом, почти весь стенд галереи (ценовой диапазон от €5 тыс. до €33 тыс.) был распродан. Огромное живописное панно с видеопроекцией канадского художника Дмитрия Грецкого, на котором обнаженная пара смотрит полет Гагарина, этакое сочетание интимного микросмоса с макрокосмосом, на стенде галереи Марины Гисич ушла в частную коллекцию за €40 тыс. Галерея 21 в этом году отличилась не только продажами (например, ироничных фоторабот Владимира Архипова, €3,2 тыс.), но и участием в презентации аналитического обзора рынка современного российского искусства InArt. Это первое исследование отечественного арт-рынка с 1991 года, инициатором которого выступила основательница Галереи 21 Ксения Подойницына. Интересно было взглянуть на результаты -- согласно анализу Георгий Гурьянов и Евгений Антуфьев оказались первыми в рейтинге топ-15 признанных художников и топ-15 молодых художников соответственно на основании статистики продаж их произведений в 2014-2016 годах. Организаторы ярмарки довольны ее итогами. И не зря: спустя пять лет, в течение которых ею руководит русский менеджмент, можно констатировать, что идея сместить фокус viennacontemporary на искусство Восточной Европы себя оправдала. Посетители ярмарки перестали смотреть на него с опаской, как это было раньше. Напротив, они самым активным образом расспрашивают галеристов о том, что за ранее неизвестные им люди создали все эти странные инсталляции, и не боятся их покупать. Увеличилось и число коллекционеров, посетивших viennacontemporary,-- по крайней мере, по словам художественного руководителя ярмарки Кристины Штейнбрехер-Пфандт, в этом году их приехало в два раза больше, чем в прошлом, причем каждый пятый из них прилетел в Вену из дальних стран -- Азии, Южной Америки и США.