Время собирать камни: что коллекционируют россияне
Анна Михайлова, специально для МИА "Россия сегодня" В Москве прошел первый "Российский Форум коллекционеров". На трех этажах Центрального Дома Художника разместились собрания как маститых, так и начинающих собирателей. Организаторы решили отойти от формата антикварного салона и помимо привычных предметов искусства представить неочевидные объекты страсти российских коллекционеров. В течение пяти дней у посетителей была возможность увидеть 50 уникальных и порой очень необычных собраний. Мы выбрали 5 самых экстравагантных предметов этого выставочного проекта. Посетительница на выставочном проекте "Российский форум коллекционеров" в Центральном доме художника (ЦДХ) Коллекция Александра Добровинского "Киноплакаты 1924-1940 годов" Адвокат Александр Добровинский хорошо известен в коллекционерских кругах. В первую очередь, благодаря своим многосторонним вкусам и таланту первооткрывателя. Обычно состоятельные люди собирают то, что собирать принято — картины, скульптуры, ретроавтомобили. А Добровинского всегда привлекало новое, еще неисследованное. Так, он первым начал коллекционировать лаковые миниатюры 1930-1950-х годов. Сегодня адвокат входит в пятерку собирателей отечественного искусства ХХ века. В его активе коллекции советского фарфора, художественной кости, живописи, графики, фотографии и киноплакатов. Последние он и представил на форуме в ЦДХ, удачно приурочив выставку к Году российского кино. Плакаты из коллекции адвоката рассказывают о первых десятилетиях становления отечественной синематографии — с 1924 по 1940-е. Отдельный блок был посвящен фильмам любимых коллекционером Любови Орловой и Григорию Александрову (у Добровинского хранится огромный архив звездной пары). Здесь, кажется, есть плакаты ко всем фильмам режиссера культовых музыкальных комедий — от "Веселых ребят" и "Цирка" до "Волги-Волги" и "Весна". Однако большую часть экспозиции коллекционер выделил под немые фильмы 1920-х. И это уже настоящие раритеты. Например, плакаты к "Броненосцу Потемкину" кисти Александра Родченко или работы выдающихся братьев Стенбергов. Посетитель на выставочном проекте "Российский форум коллекционеров" в Центральном Доме художника в Москве Коллекции Игоря Бухарова и Натальи Титовой "История дореволюционного ресторанного дела" Коллекцией редкой посуды сегодня никого не удивишь, а что насчет других атрибутов культуры приема пищи? Рестораторы Игорь Бухаров и Наталья Титова уже много лет собирают предметы, связанные с историей московских трактиров. Среди их экспонатов такие оригинальные способы популяризации ресторанов, как меню в виде сторублевой купюры, салфетка с портретом хозяина заведения или красочные карточки со стишками из серии: "рады Вам служить — стараться, ожидая на чаек, и надолго не забудем щедрый Ваш могарычек". Подобные примеры трактирного искусства и сметливости работников столичных рестораций еще сто лет назад довольные гости забирали с собой и хранили в кошельках или домашних альбомах в качестве украшения. Сегодня эти прекрасно сохранившиеся иллюстрации жизни Старой Москвы считаются предметами, достойными музейной коллекции, и привлекательным инвестиционным вложением. Посетительница на выставочном проекте "Российский форум коллекционеров" в Центральном доме художника (ЦДХ) Выставка промышленной графики из собрания Григория Пятова Григорий Пятов — коллекционер со стажем. Еще в детстве увлеченно собирал почтовые марки, а с возрастом превратился в профессионального исследователя: возглавлял журнал "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования" и открыл магазин "Бумажные сокровища", где ценители могут купить или продать старинные открытки, фотографии, всевозможные документы, карты, купюры и другие артефакты дореволюционной и советской эпохи. На форуме Пятов представил часть своего собрания, посвященную промышленности. На первый взгляд звучит скучно, но на деле — это красочный набор самых неожиданных экспонатов графического искусства. Тут есть всё — от этикеток рыбных консервов до брошюр с правилами поведения в заводской столовой. Уже через пару минут забываешь, что перед тобой такие тривиальные вещи, как товарные ярлыки или фабричная упаковка. Посетитель на выставочном проекте "Российский форум коллекционеров" в Центральном Доме художника в Москве Коллекция Дмитрия Суетина "Похвальные документы царской России" Фалеристика — коллекционирование орденов, медалей, наградных знаков — один из самых популярных и традиционных видов собирательства. Однако мало кто знает, что есть и те, кто охотится за словами благодарности. Награды и похвалы в печатной форме стали объектом охоты московского коллекционера Дмитрия Суетина. Историк и журналист, он досконально изучил историю российских благодарственных документов, которая насчитывает более двухсот лет. В ЦДХ Суетин представил грамоты, похвальные листы и дипломы, разбив экспозицию на тематические разделы. Так здесь можно было увидеть свидетельства, выданные за успехи в учебе, достижения в профессии, а также за отличия на государевой службе. Даже не будучи экспертом в полиграфии, поражаешься художественному и типографскому совершенству исполнения этих документов. Таким наглядным способом и царская Россия становится чуточку ближе. Посетители на выставочном проекте "Российский форум коллекционеров" в Центральном Доме художника в Москве Механические пишущие машинки из коллекции Александра Трофимова Коллекционирование порой требует не только значительных средств, но и больших площадей. Петербургский журналист, редактор и самоотверженный собиратель механических пишущих машинок Александр Трофимов знает об этом не понаслышке. Для его крупногабаритного хобби в русском языке даже нет названия, но сам коллекционер гордо называет себя "машиноманом". Трофимов специализируется на иностранных шедеврах пишмашпрома рычажного типа. Помимо классических "Ремингтона" и "Мерседеса", среди его любимец американская "Корона", которая помещается в крохотный чемоданчик, и немецкая "Олимпия", названная так в честь Олимпийских игр 1936 года. Сегодня этих красавиц не производят ни в одной стране мира, их вытеснили современные компьютеры и принтеры. Но печатать на них можно будет и через сто лет. Уже сейчас преимущества старинной техники оценили в зарубежных спецслужбах, ведь их нельзя взломать, а значит, не грозят утечки.