Страдания, "инаковость" Чайковского покажут в балете
Не трудно догадаться, что спектакль поставлен на музыку Петра Ильича Чайковского. Ранее Борис Эйфман использовал сочинения великого классика в своих спектакли «Идиот», «Красная Жизель», «Мусагет», «Анна Каренина» и «Евгений Онегин». Не говоря о визитной карточке Санкт-Петербургского театра балета - спектакле «Чайковский», который больше двадцати лет с аншлагом гастролирует по всему миру. Именно та постановка сформировала излюбленный жанр и эстетику Бориса Эйфмана - масштабные хореографические психодрамы. В основе повествования «Чайковский. PRO et CONTRA» - некие фантасмагорические воспоминания умирающего композитора. Перед его глазами проносится вся жизнь, как предсмертное видение. Так на сцене появляется галерея образов, аллюзии на великие сочинения композитора – балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». В чем тайна рождения нетленных шедевров, которые появляются наперекор миру повседневности, исследует постановщик. - На протяжении многих лет я обращался к музыке Чайковского. И все же до сих пор не раскрыты многие темы, связанные с его творчеством и взаимоотношениями с близкими. Мне давно хотелось создать произведение, в котором я мог бы глубже погрузиться в стихию творческих мук Чайковского, - говорит Эйфман. - Почему композитор, достигший огромной славы и полностью реализовавший свой дар, создавал столь трагическую музыку? Бесспорно: главным источником мук, испепелявших его душу, стало гнетущее осознание собственной инаковости, трактовавшейся Чайковским как проклятие. Но не только роковое внутреннее раздвоение обрекло композитора на немыслимые страдания. Враждебность окружающего мира, вечное одиночество лишало Чайковского даже призрачной надежды на обретение счастья. С другой стороны, именно сильные эмоции, радость и страдание в итоге легли на алтарь великих свершений в искусстве. Такова участь каждого творца: он постоянно окружен восторженными почитателями и завистниками, поклонниками и клеветниками. Жизнь Чайковского – это нескончаемый диалог с самим собой, его творчество – исповедь, полная боли и гнева. Премьера спектакля «Чайковский. PRO et CONTRA» состоялась в Санкт-Петербурге в конце мая в преддверии юбилея Бориса Эйфмана, 22 июля отметившего 70-летие. Столичная премьера постановки будет ее первым гастрольным исполнением. Главные партии в балете исполняют ведущие солисты Театра: заслуженный артист России Олег Габышев, Сергей Волобуев, Любовь Андреева, Мария Абашова.