Войти в почту

10 лучших выставок октября: Гойя, Шагал, ар деко и словенский хардкор

Пиранези. До и после. ГМИИ имени А.С. Пушкина, 20 сентября — 13 ноября Джованни Батиста Пиранези — невероятно популярный итальянский гравер 18 века: в год в мире проходит две-три его выставки, чего не скажешь о, допустим, Рафаэле. К выставке в ГМИИ приложило посольство Италии в Москве: с его помощью в столицу прибыли редкие медные гравировальные доски Пиранези из собрания Центрального института графики в Риме и страницы знаменитого трактата Пиранези «Римские древности». Сюжеты сотни офортов, рисунков и мастера разнообразны: колонны, камины, мебель, ракушки. А сюжеты итальянских и российских мастеров XVIII-XXI века, представленных на выставке, непременно вдохновлены великим итальянцем: чертежи придворного архитектора Екатерины II Джакомо Кваренги, мебель эпохи неоклассицизма, живопись русского авангардиста Ивана Леонидова, проекты советских архитекторов Константина Мельникова и Андрея Бурова, и специально созданная под проект масштабная инсталляция современного автора Валерия Кошлякова. Джованни Батиста Пиранези. Ведута. Пьяцца дель Пополо. Элегантность и роскошь ар деко Музеи Московского Кремля, 30 сентября 2016 — 11 января 2017 Диадемы Cartier, зажигалки Van Cleef & Arpels, платья от Жанны Ланвэн и Коко Шанель и остроумная модная иллюстрация из двадцатых годов прошлого века: выставка о прекрасной эпохе собрана из коллекций Института Костюма Киото и ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpels. В Одностопной палате Патриаршего дворца и в выставочном зале Успенской звонницы представлено 119 экспонатов: редкий шанс увидеть чертежи изумрудных брошей, несессер «Голубой экспресс» от Van Cleef & Arpels, который глава концерна Bentley подарил своей жене, коллекцию драгоценных каблуков и другие эстетические приметы времени — упускать нельзя. Интерьер выставки «Элегантность и роскошь ар дело» в Кремле Золотая карта России. Из собрания Приморской государственной картинной галереи (Владивосток). Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус, 23 сентября 2016 — 15 января 2017 Портреты кисти Федора Рокотова, Ореста Кипренского, Владимира Тропинина, Константина Сомова, живопись Мартироса Сарьяна, Аристарха Лентулова, Петра Кончаловского и Марка Шагала, которые вы не видели раньше — до 15 января в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Картины, которые сегодня можно увидеть на выставке из коллекции самого отдаленного регионального музея — Приморской галереи во Владивостоке, — до постановления Наркомпроса 1930-х годов находились в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ. Отсюда высочайшая ценность работ, шанс увидеть которые в Москве представляется крайне редко. Кончаловский П. П. Портрет А.Э. Генц. 1918 Альбер Марке. Распахнутое окно. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX, 27 сентября 2016 — 8 января 2017 Имя фовиста Альбера Марке остается в тени его великих современников — Пикассо и Матисса — недооценено даже на его родине: в Центре Помпиду работы художника не экспонируются годами. Исправить ситуацию призваны мероприятия к 140-летию Марке: прошедшим летом более 160 тысяч человек посетили его ретроспективу в Музее современного искусства в Париже, но московская выставка отличается от французской, поднимая связи художник с Россией. В первой четверти 20 века Марке не только сам побывал в Санкт-Петербурге экспонировался на в Москве выставках объединения «Золотое руно», а пятнадцать его работ были приобретены крупнейшими русскими коллекционерами Морозовым и Щукиным. 49 работ Альбера Марке представлены в четырех разделах. В разделе «Марке и фовизм» обращайте внимание на формирующийся стиль художника: контрастный контураж, раскованный мазок и сложную цветовую гамму. «Париж Марке» представляет любимые городские виды автора: зимний Нотр-Дам, мосты Пон-Неф и Сен-Мишель. Раздел «Путешествия художника» знакомит с его работами на сюжеты путешествий на своем автомобиле Ford вместе с супругой по Франции, Испании, Италии, Северной Африке, Германии и Румынии. Также в экспозиции представлены работы Анри Матисса, Мориса де Вламинка, Рауля Дюфи и Шарля Мангена. Альбер Марке. Контражур. Алжир. 1924 Красавицы столетий Музей Анатолия Зверева, до 3 ноября Осмотр выставки женских портретов московского художника Анатолия Зверева (1931 - 1986) кураторы советуют начинать с третьего этажа: десять портретов известных натурщиц, включая Лилю и Инну Костаки, которые передали в собрание частного музея АЗ 600 работ художника. Там же проигрывается документальных фильм о выставке и времени Зверева: несмотря на советскую действительность, он писал не спортсменок и комсомолок, а просто красавиц: на его портретах нет примет эпохи. На втором этаже — еще 25 работ Зверева, заигрывающих с портретами кисти Ренуара, Веласкеса, Пикассо и Врубеля, на первом — графика на скорую руку: Зверев считал, что «чем быстрее написана работа, тем она откровеннее и чище». Экспозиция «Красавицы столетий» в Музее АЗ Свидетельства. Франциско Гойя, Сергей Эйзенштейн, Роберт Конго Музей современного искусства «Гараж», 30 сентября 2016 — 5 февраля 2017 Осенний сезон в «Гараже» стартовал мощным залпом: на крыше появилось неоновое послание Бориса Матросова «Нет, ну не могла же она знать, во что это все…», в атриуме музея «выросла» огромная пилюля, сделанная китайской художницей Инь Сючжэнь из одежды посетителей музея. А на втором этаже расположилось сразу две масштабных и очень разных экспозиции. Куратором «Свидетельств» стал английский художник Роберт Лонго, чьи графические работы (некоторые из них апеллируют к картинам Виллема де Кунинга и Пабло Пикассо) напоминают большие черно-белые фотографии. Совместно с главным куратором «Гаража» Кейт Фаул, Лонго отобрал офорты Франциско Гойи и рисунки Сергея Эйзенштейна. Работы художников разных эпох объединены идеей переживания бурной смены времен и поднимают темы политики, общества и спорта в разных техниках и художественных формах. Роберт Лонго. Без названия (Цензурированная «Герника»). 2014 Иной социально-политический ракурс имеет выставка «NSK: от “Капитала” к капиталу». Масштабная ретроспектива словенского художественного коллектива 1980-х годов «Новое словенское искусство» проходит за черными автоматическими дверями под сопровождение тяжелой музыки: линогравюра, фотография, плакаты, масло, акрил, видео и редимейд от югославских художников адаптируют утопические идеи и авангардные образы. Любопытный визуальный ряд — от католических крестов через таксидермические головы вепрей к театральным шкатулкам и автомобильным шинам — может соблазнить вас на приобретение паспорта придуманного в 1992 году художниками государства NSK за 24 евро: хоть его территорией является исключительно время, документ вполне осязаем. Экспозиция “NSK: от “Капитала” к капиталу” в "Гараже" Книжная графика Ильи Кабакова Музей АРТ4, 21 сентября — 17 ноября Практически во всех работах крупного российского концептуалиста Ильи Кабакова (р. 1933) чувствуется сентиментальное влияние детской иллюстрации: именно этот жанр творчества художника представлен на выставке в АРТ4. Серия работ, созданных Кабаковым в 1970-80е годы для издательства «Малыш», ранее не экспонировалась и продается на аукционах по вполне не детским ценам. В соседнем зале до 11 октября представлена первая сольная выставка размашистой цветной графики 32-летнего петербургского художника, выпускника и преподавателя Академии Художеств Леонида Цхэ «Неопетербург». Илья Кабаков. Книжная иллюстрация. 1970-е Мерцание гладкой яшмы ЦВЗ «Манеж», 7 октября — 28 октября Выставку одного из самых известных и дорогих китайских художников Цуй Жучжо курировал искусствовед и ректор РАХ Семен Михайловский: в сентябре она с успехом прошла в «Манеже» петербургском, а в октябре приехала в столицу. Среди двухсот работ, представленных в экспозиции, особый интерес представляют шестиметровые полиптихи и пейзажи в традиционной национальной технике гохуа: рисунки тушью на шелке или бумаге. Единственный пласт работы Цуй Жучжо, который на выставке не представлен, — классическая каллиграфия: для ее понимания необходимо свободное знание китайского языка. Медитативные пейзажи высочайшего качества успешно продаются на аукционах Christie’s и впервые приехали в Россию в таком количестве: кураторы уверены, что любителей тонкого искусства у нас немало. Цуй Жучжо. Весенний ливень. 2010