МАММ представил ретроспективную выставку Zero: искусство света и гвоздей

Мультимедиа Арт Музей привез выставку легендарного художественного движения Zero. Его основатели — Гюнтер Юккер, Хайнц Мак и Отто Пине — спровоцировали тектонические сдвиги и серьезные потрясения в немецкой эстетике 1960-х годов. Но несмотря на то что кто-то из участников изрядно постарел или даже умер, их работы и сегодня вызывают сенсацию. Вращаются пять метровых дисков, в них в геометрическом порядке вбиты гвозди-светоотражатели. Процесс завораживает, настраивает на медитацию. Или пробуждает агрессию, тягу к разрушению. В любом случае равнодушных не остается — этого и добивался «человек-гвоздь» Гюнтер Юккер. Он сделал гвозди своим фирменным знаком еще в 1960-х, а в 1988 году привез несколько работ с ними на первую выставку живых классиков модернизма в ЦДХ. Тогда москвичи обалдели, как можно забивать гвозди в предметы мебели и интерьера (табуретки, кровати, вазы), музыкальные инструменты (самым зрелищным считается пианино). А Юккер пошел дальше: связал гвозди с темой света, заселив ими внутренности телевизоров с включенными лампочками. Потом взялся за песок, одним из результатов этих экспериментов стала песчаная мельница. Ее воспроизвели в музее: инсталляция заняла почти 20 квадратных метров. Рассыпанный песок образует круг, в центре которого торчит мельница, крутится, проносит по песку канаты. Каждую секунду образуются разные линии, а произведение меняется в зависимости от угла обзора. Юккер провел параллели с реальной жизнью, где явление меняется в зависимости от ракурса. Такого же внимания заслуживают «Три синих привидения» Отто Пине. Их вообще-то четыре, но, чтобы увидеть последнее, надо постараться. Найдите правильную точку, и свет представит волнообразный световой объект. Подобный фокус Пине выкинул на закрытии мюнхенской Олимпиады 1972 года. Тогда люди перемещались с места на место, чтобы разглядеть его 460-метровую Олимпийскую радугу. Он создал гигантскую воздушную скульптуру из шлангов, которые украсил гирляндой из электрических лампочек. С земли их освещала иллюминация с цветными фильтрами, попеременно окрашивающая конструкцию в красный, голубой, зеленый, желтый и оранжевый. Пине взял на себя роль главного теоретика группы. Написал манифест «О чистоте света» — энергии, которая привлекала всех участников, но только Хайнц Мак изучал ее досконально. Результатом его погружения стали «световые колонны», некоторые из них стоят на выставке (из мастерской художника). Но большую популярность Маку принесли светящиеся инсталляции в пустынях и в открытом море. О каждом из художников — разговор отдельный. Ведь движение Zero просуществовало 10 лет, каждый занялся своими проектами. Но по прошествии полувека стало ясно, как серьезно «нулевые» идеи повлияли не только на современное искусство, но и на наше восприятие мира. Теперь многие понимают, что ноль — это не пустота, а начало. Стратегический партнер музея: MasterCard Бесценные Города.

МАММ представил ретроспективную выставку Zero: искусство света и гвоздей
© Московский Комсомолец