Людмила Иванова: Олег Ефремов беспощадно ругал Табакова за съемки в кино

«Вечерняя Москва» публикует одно из последних интервью Людмилы Ивановой, которое она дала нашему специальному корреспонденту.Актриса Людмила Иванова служила в театре «Современник» (в этом году ему исполнилось 60 лет) со дня его создания. Она – однокурсница, друг, первая актриса и первый партнер худрука Галины Волчек, последние годы жила неподалеку от театра. - Людмила Ивановна, как вы умудрились поселиться в таком элитном месте – на Чистопрудном бульваре? - Поселиться? Да, я пять раз меняла квартиру, чтобы наконец-то здесь жить. Я ведь очень много работала и в театре, и в кино снималась, и у меня была серьезная общественная нагрузка, - поэтому жить в Бирюлево не могла. - Какую общественную работу вы выполняли? - Я была типа секретарем профсоюза. Собирала штрафы за опоздание актеров и выполняла прочую неблагодарную работу. - Кого же и за что штрафовали? - Больше всего денег отдала за опоздания чудесная актриса Лилия Толмачева. Она всегда опаздывала. Бежит по улице на каблучках, золотые волосы развиваются, и на минуту – но все равно опоздает. Я ей прямо с порога и заявляю: «Давай три рубля». - И что вы делали с деньгами штрафников? - Мы устраивали культурные посиделки – с конфетами, цветами, хорошим чаем – после спектаклей. В наш театр приходил весь цвет московской интеллигенции – и Высоцкий, и Шукшин, и Солженицын, и Вознесенский, и Вампилов во время своего приезда в Москву. Олег Николаевич Ефремов был очень интеллигентным, образованным человеком, и требовал от актеров высокой культуры, начитанности, и чтобы мы были интеллигентными. - Людмила Ивановна, как вы считаете – Михаил Ефремов, который и мат со сцены произносит, - интеллигентный человек? - Миша? Конечно, интеллигентный. Он же из такой семьи?! Его мама – Аллочка Покровская – большая умница. Дед – знаменитый оперный режиссер Борис Покровский, который в одно время возглавлял Большой театр. Иметь такие гены?! - В «Современнике» кипели нешуточные любовные страсти. Какая история любви вам кажется самой необычной? - Самая-самая необычная – любовный треугольник Олег Ефремов-Нина Дорошина-Олег Даль. Ниночка очень любила Олега Ефремова, и когда он ушел от нее к Аллочке Покровской, то Ниночка вышла замуж за Олега Даля. Брак продлился несколько дней. Нина потом всегда говорила: «Никогда ничего нельзя делать назло». Олег Даль назло женился на актрисе нашего театра Татьяне Лавровой... Из-за этого «назло» получилось несколько разбитых жизней. - Кого любил Олег Ефремов? - Хочется думать, что он любил Аллочку Покровскую. Но то, что Олег Николаевич влюблялся в актрис, когда ставил тот или иной спектакль, - это правда. Влюблялся во многих. Но главным для него всегда был спектакль, а не женщина. Ради театра он был готов на все. А как отличить его любовь от влюбленности, право, не знаю. Режиссер он - великий. Вся слава «Современника» - это слава Олега Ефремова. - У «Современника» есть традиция – самые красивые и самые талантливые актрисы служат в этом театре. Значит – этой традиции мы благодарны Олегу Ефремову? - В «Современнике» играла одна из самых талантливых и самых красивых актрис 20 века – Татьяна Лаврова. Великая актриса, но с очень трудным характером. Режиссеры ее боялись. Она не умела подчиняться. Иногда бывала грубой и резкой. Я ей говорила: «Таня, Танечка, нельзя с таким характером быть актрисой, ты что-нибудь сделай с собой». Если бы не характер, Лаврова сыграла бы больше ролей и в театре, и в кино. - А самый гениальный актер «Современника» из прошлых и настоящих? - Раньше «Современник» очень много гастролировал по стране, и особенно играл в Ленинграде, и после спектаклей зрители устраивали свои конкурсы – кто лучший, и всегда называли Олега Даля. Да, он гений. Он был рожден для того, чтобы играть на сцене. С ужасом вспоминаю, что после первого спектакля Олега Даля на сцене «Современника» врезала ему по лицу. Предыстория моего рукоприкладства такова: во время спектакля Олег Ефремов надел на голову стол и ушел с ним...Этого в спектакле не было. Я выбежала за ним, и увидела, что он пьян в стельку. И вмазала ему по лицу. Он убежал. Три дня мы его искали. Партнеры стали мне говорить: «Люда, что ты наделала? А вдруг такой ранимый Олег Даль что-нибудь с собой сделает?». Я очень переживала. К счастью, Олег вернулся в театр живой и невредимый, и даже попросил у меня прощение. - Почему он напился? - Почему, почему? Боялся играть. Волновался. Все гении волнуются, когда выходят на сцену. - А еще кто волновался? - Евгений Евстигнеев. От волнения он нередко забывал текст. Были парадоксальные ситуации. Евстигнеев был самым близким другом Олега Ефремова, и ушел за ним в МХАТ, хотя не хотел. По дружбе ушел. Гениальный артист – Валентин Гафт. Он никогда не повторяется в своей игре. Не было случая, чтобы Валя одинаково сыграл роль. Гениальным я считаю Сергея Гармаша. - А кто самый умный за всю историю «Современника»? - Конечно, Галя Волчек. Более умного человека в своей жизни я не встречала. Я ведь знаю Галю с юности. Мы учились на одном курсе в Школе-студии МХАТ, у одного мастера, и все свои режиссерские задумки Галя пробовала на мне. Я была у нее подопытный кролик. - Галина Борисовна – строгий режиссер? - Не такой строгий, как Олег Николаевич Ефремов. Ефремов боготворил театр, жил ради театра, и не разрешал, чтобы актеры снимались. Запрещал. Однажды он так сильно ругал Олега Табакова за то, что он всю ночь снимался в кино, а утром, на репетиции, плохо знал текст и плохо играл. Ефремов так стыдил Табакова, так стыдил...Бедный Олег, как он это выдержал! - Олег Табаков был директором «Современника» в течение шести лет (с 1970 года). О его необыкновенном директорском портфеле до сих пор ходят легенды. Каким он был директором? - Мы выбрали Олега директором, потому что он умел ладить с людьми, договариваться, и завязывать влиятельные знакомства. Хорошим был директором. Но потом его друзья, однокурсники стали проситься в театр, и отказать им Олегу было сложно, и он ушел к Олегу Ефремову во МХАТ. - А Олег Табаков – интеллигентный человек? - Вы разве сомневаетесь? Его родители – врачи, причем очень хорошие врачи, прошедшие войну. Я знаю Олега с юности, и могу сказать, что он - очень интеллигентный, образованный, очень начитанный, культурный и мудрый человек. Другие с Ефремовым не работали. Хамства и глупости Олег Николаевич не выносил. - Было время, когда зрители ночевали около касс театра, чтобы купить билет на спектакль «Современник». Как вы думаете, почему сегодня этого нет? - Да, такое время было. Особенно когда «Современник» приезжал на гастроли в Петербург. Успех театра – его спектакли. Ставил Олег Ефремов – спектакли, на них люди и шли, ставила Галина Борисовна, и все спектакли – успешные. Театр успешный тогда, когда его художественный руководитель – из года в год делает премьеры. Как это сейчас происходит в театре имени Вахтангова, который руководит Римас Туминас. Мое мнение – руководить театром должен выдающийся режиссер, который находится в хорошей творческой форме. Но я не думаю, что сегодня театр «Современник» по творчеству уступает МХТ, который руководит Олег Табаков. Просто славы вокруг Московского Художественного больше. Наш «Современник» может каким-то театрам Москвы и уступает, но только не Московскому Художественному. СПРАВКА "ВМ" Людмила Ивановна Иванова родилась 22 июня 1933 года в Москве. Окончила Школу-студию МХАТ, работала в Московском передвижном драмтеатре. С 1957 года — в Театре «Современник». В ее фильмографии около 90 ролей, самая известная — роль Шурочки в фильме «Служебный роман». Худрук детского музыкального театра «Экспромт». 7 октября актриса скончалась в шестой реанимации городской больницы №13.

Людмила Иванова: Олег Ефремов беспощадно ругал Табакова за съемки в кино
© Вечерняя Москва