Антракт, негодяи!
Государственный театр не может быть местом, где вместо спектаклей, на постановку которых ушли казенные средства, устраивают распродажи шуб. Осознание этого пришло в Минкульт, и ведомство теперь делает ставку не на утопии знаменитых творческих деятелей, а на реальные бизнес-проекты талантливых арт-менеджеров, способных собирать аншлаги даже на концертах академической музыки. Не всем пришлись по вкусу перемены в сознании чиновников. К примеру, Владимиру Назарову, чей театр до 2014 года занимал комплекс культурного центра в Олимпийской деревне. Наполнять залы зрителями коллективу не удавалось, и площади нередко сдавались в аренду. При этом из бюджета стабильно выделялись все новые средства на все менее привлекательные для зрителей постановки. Так, спектакль дочери худрука «Ксения Назарова SnP», по документам, обошелся налогоплательщикам в 7,7 миллиона рублей. Увидели его, по данным Минкульта, всего 122 зрителя — таким образом, цена привлечения каждого из них составила 63 тысячи рублей. «Лента.ру» попыталась разобраться в предпосылках и последствиях новой культурной политики. Здание, о котором идет речь, построили в 1979-м как часть комплекса Олимпийской деревни — многозальный культурный центр для участников Олимпиады-80, где во время Игр выступали художественные коллективы из всех союзных республик. А еще в здании работали кинотеатр и дискотека, стояли игровые автоматы. Для членов спортивных делегаций также оборудовали музыкальный салон с обширной фонотекой и даже религиозный зал. После Олимпиады культурный центр был преобразован в Государственный концертный зал Минкульта. В этом статусе он просуществовал до 2002 года, после чего был передан коллективу российского композитора, певца, актера и кинорежиссера, заслуженного артиста РСФСР Владимира Назарова для создания Государственного музыкального театра национального искусства под его руководством. «Последние годы мы с вами стали свидетелями, я бы сказал, взрыва интереса российской общественности к искусству, к театру, — объяснил решение правительства тогдашний премьер-министр Михаил Касьянов. — К искусству национальному — и как из песни не выкинешь слова, так и из памяти любого народа не могут исчезнуть национальные традиции, культурное наследие, все те духовные ценности, которые и создают черты того или иного народа». В одном интервью Владимир Назаров назвал это решение «признанием уникальности нашего коллектива». По словам худрука, государственный ансамбль фольклорной музыки к тому времени уже четверть века был востребован во всем мире. «Еще в дни помпезных празднеств в Париже по поводу 60-летия советской власти наш ансамбль фольклорной музыки, называвшийся тогда "Жалейка", переодетый музыкантами крепостного оркестра графа Шереметева, аккомпанировал балету Большого театра в грандиозном представлении "Песни и танцы русских революций" для семи тысяч зрителей. И они плясали под наши дудки!» — вспоминал Назаров. Однако в относительно недавней беседе с журналистом «Радио Свободы» он сказал, что здание и «именное» госучреждение получил благодаря Михаилу Касьянову: «Я с ним дружил задолго до того, как он сделал политическую и чиновничью карьеру, стал премьер-министром». Разумеется, одной лишь передачей здания дело не ограничилось. Учреждению стали выделяться бюджетные средства. Но и цель Назаров со товарищи ставили перед собой весьма амбициозную: представить зрителю всю национальную культурную палитру мира. И все это в виде смеси поэзии, музыки, танца и вокала. Новый театр взял на вооружение самое успешное шоу-ревю, созданное его руководителем еще в конце 80-х, — «Ах, карнавал!» (включающее две части: «Русские фрески XX века» и «О любви на всех языках»). Концерт основан на фолк-музыке России и других стран. Лучшая же, по мнению экспертов, работа коллектива — мюзикл по пьесе Григория Горина «Поминальная молитва, или Скрипач на крыше» — был представлен зрителю в начале 2000-х. В 2008-м театр получил премию «Овация» в номинации «Музыкальный театр». В 2013-м вышли мюзикл «Загадка Турандот» по мотивам комедии Гоцци и моноспектакль дочери Назарова Ксении «Странствующая под музыку». Всего же за период с 2002-го по 2014 год в репертуаре театра значилось 19 постановок, включая классический набор детских спектаклей: «Золушка», «Муха-Цокотуха», «Сказка о царе Салтане», «Двенадцать месяцев», «Каменный цветок», «Айболит и Бармалей». В числе этих 19-ти также «Братья Карамазовы» Достоевского и комедия по мотивам рассказов Чехова. Замысел о культуре народов мира за этот период, объективно говоря, реализовать не удалось. По данным Минкульта, проверка деятельности государственного театра под руководством Владимира Назарова была назначена в 2011-м, то есть еще до назначения на пост главы ведомства Владимира Мединского. Отметим, что позднее Назаров назвал причиной «гонений на театр» личную неприязнь к нему этого министра. В течение года члены экспертного совета министерства исследовали творческие аспекты работы труппы, просмотрели весь репертуар и подготовили подробный отчет, в котором дали учреждению негативную оценку. «Миссия, заявленная при его создании, — постановка оригинальных спектаклей, представляющих многообразную музыкальную культуру мира, — за 10 лет осталась нереализованной», — отметили в ведомстве. Среди главных проблем коллектива эксперты назвали «отсутствие художественной программы и недостаточный творческий потенциал художественного руководителя и его команды». Государственный театр по факту стал семейным театром Назарова. Ключевые посты в нем занимали члены его фамилии. На сцене солировала дочь Ксения. Актером, а потом и главным режиссером был сын Артем. Директором — жена Лидия Архангельская. Художественно-постановочной частью заведовала жена сына Ольга. Основные претензии Минкульта касались не только репертуара и семейного руководства театра, но и плодов его творческой работы, и того, каким образом использовалось переданное театру здание. «У театра Назарова был неплохой творческий продукт. Вместе с тем как театр он находился в сложном финансовом и физическом состоянии — по изношенности аппаратуры и так далее», — рассказал «Ленте.ру» заместитель министра культуры Александр Журавский. В олимпийском культурном центре три сценические площадки: большая, малая и камерная. По данным ведомства, всего пять постановок театра предназначались для большой сцены, при этом спектакли там проходили только раз в неделю, а наполняемость зала на тысячу мест в 2011 году составляла примерно 33 процента. В камерном и малом залах ситуация с наполняемостью была чуть лучше: 71 и 55 процентов соответственно. «Нет экономических законов, которые могли бы оценить творческую деятельность, — объясняет Журавский. — Но есть абсолютно понятные принципы, на которых строится индустрия культуры, по которым можно определить эффективность менеджмента. Просто для российской действительности это открытие, произошедшее десятилетие назад, а для Запада — сложившаяся практика. По этой логике не может долго просуществовать заведение, которое, имея зал на 900 мест, заполняется только наполовину. Если это не какие-то чрезвычайные обстоятельства». Внебюджетные доходы у театра были: помещения активно сдавались в аренду. В том числе, по словам источника «Ленты.ру» в Минкульте, торговцам шубами. Но для того ли строили культурный центр, чтобы продавать там одежду? Кроме того, между Минкультом и руководством театра Назарова возник спор об общем количестве спектаклей и концертов, которые коллектив дает в течение года. Проблема, в частности, заключалась в том, что учреждение вносило в отчетность проведение экскурсий, обучающих программ и таких мероприятий, как концерты-сборники с лучшими номерами из разных постановок. А это, по мнению чиновников, при оценке театра по основному виду деятельности учитывать нельзя. Сторонние эксперты, привлеченные Минкультом, сделали вывод, что театр Назарова оживляет жизнь нескольких кварталов Олимпийской деревни, но жители иных районов сюда практически не приезжают, как и профессионалы театрального дела. Театр довольствовался небольшим кругом своего зрителя. Состояние помещений театра и творческая составляющая его деятельности, по словам одного из специалистов, явно не соответствовали высокому статусу учреждения. «Складывалось ощущение, что мы имеем дело с неким региональным самодеятельным коллективом, которому приходится заполнять собой окружающую культурную пустоту. Хорошие люди, уверенные в своем таланте, но это не федеральный уровень», — сказал он «Ленте.ру». Собранные в ходе проверки данные свидетельствовали, что занимаемое здание непомерно велико для коллектива театра Назарова. И это в то время, как более активные и востребованные бюджетные культурные организации, молодые и амбициозные коллективы испытывают явный недостаток в площадках. От Назарова потребовали нарастить число проводимых мероприятий, но желаемых перемен не произошло. Тогда простаивающий между редкими спектаклями большой зал предложили переформатировать для проведения концертов Московской филармонии. У министра Владимира Мединского возникла идея создать в Олимпийской деревне Филармонию-2. Начался процесс подготовки к глобальному ремонту здания, чтобы сделать его более привлекательным как для зрителей, так и для авторитетных деятелей искусств. Приказом Минкульта в театр назначили нового директора — Карину Кондрашову. Ведомство, кроме прочего, не устраивало то, что прежний директор высчитывала посещаемость не из реального количества зрительских мест, а из некоего утвержденного ею самой норматива. Между Кондрашовой и династией Назаровых сразу возникли серьезные разногласия. «Всеми способами — обысками, клеветой, упреками и обвинениями во всех грехах директор Кондрашова с первого дня выражает свою ненависть к Владимиру Назарову и его семье, члены которой являются высококвалифицированными театральными деятелями», — писала на Facebook Лидия Архангельская. Новому директору было трудно навести порядок в этом «семейном» государственном учреждении. «Формально руковожу театром я, однако никакие мои распоряжения не исполняются. В театре на руководящих должностях работает много людей, которые носят фамилию худрука, поэтому вся моя работа саботируется», — рассказала Кондрашова «Известиям». В Минкульте утверждают, что в 2013 году театр Назарова (еще при прежнем директоре) не проводил мероприятия, на которые было потрачено 41 миллион рублей бюджетных средств. О судьбе этих денег ничего не известно. Всего же в означенном году объем финансирования театра составил 108 миллионов рублей. Вызывает интерес и постановка в том же году сольного спектакля дочери худрука «Ксения Назарова SnP», обошедшаяся бюджету страны, согласно документам Минкульта, в 7,722 миллиона рублей. В ведомстве утверждают, что этот спектакль посетили 122 зрителя и выручка от его показа составила 9 тысяч рублей. Впрочем, Владимир Назаров отрицает столь значительные траты: «Что касается спектакля моей дочери "Ксения Назарова SnP", на который якобы потрачено 8 миллионов рублей, — это тоже вранье. Вся постановка стоит 34 тысячи рублей». «Назаровцы» попробовали нанести ответный удар, намекая на некие выгоды, которые могут получить чиновники от выделенных на капитальные ремонт здания театра 550 миллионов рублей. В апреле 2014 года Владимир Назаров покинул пост худрука гостеатра и создал свой театр, частный. Минкультуры оказало ему в этому организационную помощь. Ушли из учреждения и члены семьи Назарова. Управление комплексом в Олимпийской деревне передали Московской филармонии. Театр национального искусства продолжил свое существование в ее составе. «Назарову предложили подготовить программу и продолжить работу в театре. Была некая попытка ее подготовить, шли репетиции, но ничего путного не получалось», — рассказал знакомый с ситуацией источник «Ленты.ру». Со временем стали заметны позитивные изменения в работе этого очага культуры. Олимпийская деревня, при всех стараниях московских властей, остается не самым доступным местом для горожан, передвигающихся на общественном транспорте. Эту проблему решили путем организации бесплатного трансфера зрителей и артистов от станции метро за счет внебюджетных доходов учреждения. На месте гостей Филармонии-2 встречает обновленный фасад большого концертного зала, которому присвоено имя выдающегося композитора Сергея Рахманинова. Внутри здание не просто отремонтировали, а по-настоящему преобразили. Теперь это уже не типичный ветхий советский ДК, хотя основные архитектурные особенности — панорамные окна от пола до потолка и огромное каменное панно у входа в большой зал — сохранены. Но стеклопакеты новые, абсолютно прозрачные, из них открывается прекрасный вид на расположенный рядом парк. Бумажные афиши в холле у раздевалки сменили информационные экраны. Все здесь сделано для уже привыкших к хорошему сервису горожан, включая туалет, который, к слову, значительно расширен и переоборудован — теперь здесь нет очередей. Полностью изменился облик большого зала. По словам работников филармонии, теперь это одно из самых современных и совершенных в техническом плане концертных помещений. Сцена меняет свою конфигурацию в зависимости от количества выступающих музыкантов, состава коллектива и инструментов. Полностью перенастроены акустические свойства зала, изменено освещение, установлена новая система вентиляции. Готово к использованию оборудование для интернет-трансляций концертов. Кажется, ничто здесь не осталось прежним. За полтора сезона здесь побывали 138 тысяч слушателей, проведено 230 концертов, сборы составили более 75 миллионов рублей. Посещаемость концертов растет как на дрожжах и составляет уже в среднем 70 процентов. «Я считаю, что передача здания в Олимпийской деревне — это одно из самых верных стратегических решений министерства, — рассказал «Ленте.ру» генеральный директор Московской государственной академической филармонии Алексей Шалашов. — Москва очень богата творческими силами в области академической музыки. У нее огромный творческий потенциал: одних федеральных симфонических оркестров — девять. А сколько талантливых молодых исполнителей — лауреатов конкурса Чайковского и других конкурсов. У них появился шанс реализоваться. В первую очередь у солистов, но музыканты тоже могут и хотят больше выступать. А с другой стороны — есть зритель, который тянется к искусству». Новая площадка стала, по словам Шалашова, удобным местом для тех, кому затруднительно ехать вечером в центр города, кто передвигается с детьми на машине. «Было много принципиальных условий, чтобы задумка со второй филармонией сработала, — поясняет он. — К примеру, хорошая акустика. Иначе бы и музыканты там не хотели играть, и зритель бы не пошел. Но у нас получилось. Есть прекрасные отзывы — мне лично поступали такие от Михаила Плетнева, Валерия Гергиева и многих других». Теперь в здании Филармонии-2 готовятся к открытию еще два реконструированных малых зала. Один из них будет театрально-концертным, его оснастят необходимым современным оборудованием. Здесь, как и в большом зале, перенастроена акустика. А второй зал участвует в масштабном проекте Всероссийского виртуального концертного зала: в нем будут вестись трансляции выступлений ведущих мировых исполнителей — и онлайн, и в записи. «Сейчас по стране уже открыто больше 130 таких залов: в филармониях, библиотеках и даже больницах, — рассказывает Алексей Шалашов. — Таким образом люди имеют возможность в самых удаленных уголках страны в режиме реального времени видеть сегодняшние концерты Гергиева, Башмета. Создаются все условия для сосредоточения, погружения в музыку». По мнению руководства ведомства, статус федерального культурного учреждения обязывает, а точнее удостоверяет, что тот или иной коллектив — один из наиболее значимых и авторитетных в своей сфере. И столь высокая оценка дается в первую очередь востребованностью у зрителей. Театр Назарова — не первый и, увы, не последний из закрытых после введения новой системы оценки эффективности учреждений. Ранее, по обоюдному согласию, то есть без боя утратили государственный статус театр Владимира Винокура и Льва Лещенко, также получавший бюджетные миллионы. Вероятно, в скором будущем встанет вопрос и с театром Надежды Бабкиной, в который привлекать зрителей (за казенный счет) тоже довольно накладно. Добиваться эффективности от своих подопечных Минкульт собирается за счет расширения практики сотрудничества талантливых культурных деятелей с хорошими арт-менеджерами. «Мы можем привести массу примеров успешного партнерства художественного руководителя и директора, — заключает заместитель министра. — Наиболее яркий — это Римас Туминас и Кирилл Крок. Они возглавляют наиболее успешный сейчас театр имени Вахтангова: на каждый бюджетный рубль зарабатывают два внебюджетных. Разумеется, без какого-либо ущерба для творчества».