Первые среди двадцатых
"Элегантность и роскошь" в музеях Кремля Выставка мода В музеях Московского Кремля -- в Одностолпной палате Патриаршего дворца и в выставочном зале Успенской звонницы -- открыта выставка "Элегантность и роскошь ар-деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels". Рассказывает ЕЛЕНА КРАВЦУН. В начале XX века разочарованные коммерческим провалом модерна и обеспокоенные достижениями конкурентов из Австрии и Германии французские дизайнеры пришли к мысли, что необходимо омолодить промышленность и восстановить свою традиционную роль лидеров в области производства товаров роскоши. Такую репутацию французские мастера заслужили еще в XVIII веке, с тех пор мода и все, что с ней связано, превратились в важный сектор экономики Франции. Так, в 1912 году французское правительство приняло решение проспонсировать международную выставку для продвижения французского дизайна. Первоначально запланированную на 1915 год выставку из-за Первой мировой войны пришлось отложить. В некоторой степени стиль ар-деко вошел в историю именно благодаря этой Международной выставке современных декоративных искусств и художественной промышленности (Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes), состоявшейся в Париже лишь в 1925 году. В самом деле, название этой масштабной выставки позже будет сокращено до удобного "ар-деко" (спасибо Ле Корбюзье) и станет всеохватным термином для обозначения нового стиля в декоративно-прикладном искусстве и архитектуре, созданных между Первой и Второй мировыми войнами. За семь месяцев работы экспозицию увидели 16 млн посетителей. Стилистическое единство экспонатов указывало на то, что ар-деко уже было зрелым международным стилем, достигшим пика своей популярности как раз во время работы выставки. Знаменитый кутюрье Поль Пуаре тогда поражал посетителей не только роскошью нарядов, придуманной им мебели и парфюмерии, но и грандиозным методом экспонирования, правда сделавшим окончательно неизбежным его феерическое банкротство. Напротив советского павильона, которым занималась Надежда Ламанова, он устроил шоу-румы своего дома на трех баржах -- с именами "Любовь", "Наслаждение", "Орган",-- превратившихся благодаря художнику и дизайнеру текстиля Раулю Дюфи в плавучие галереи (кстати, спустя несколько десятилетий панно Дюфи у Пуаре приобрел тогда еще неизвестный молодой человек, а еще через некоторое время его продажа помогла ему начать рисовать собственные эскизы, и звали этого человека Кристиан Диор). Как можно заметить, с легендарной парижской выставкой (на нее чуть ли не на каждой странице каталога ссылаются эксперты, причастные к выставке, открывшейся в Кремле), ее участниками и экспонатами, самим стилем ар-деко связано множество интереснейших историй, важнейших для понимания современной моды. Однако все это остается за бортом на нынешней выставке, проходящей в музеях Московского Кремля. В некотором смысле исправляет дело увесистый каталог, но на экспликациях к экспонатам никаких блестящих фактов нет. Возможно, выставка 1925 года даже сейчас выглядела бы более современной, чем то, что предлагают зрителю организаторы сегодня. В залах с низким потолком и скудным освещением в стеклянных аквариумах демонстрируются "как единый ансамбль" одежда и украшения Cartier и Van Cleef & Arpels. По словам кураторов выставки, этот способ демонстрации был избран как дань инициативе Луи Картье и Жанны Ланвен, которые показывали свою продукцию в павильоне "Элегантность" на выставке 1925 года вместе. Однако ни о какой сценографии витрины или даже драматургии выставки речи не идет, додумываться, как проследить хоть какую-то эволюцию стиля, придется самим. А ведь именно создание внутренней среды, отражающей определенный стиль жизни, проповедовали дизайнеры ар-деко. Безусловно, японский Институт костюма Киото привез немало настоящих шедевров, на которые обязательно стоит взглянуть, закрыв при этом глаза на невзрачность способа их показа. Наряды, которые можно было увидеть лишь на фотографиях и киноэкране в черно-белом варианте, обрели свои краски. Триумф орнамента как одна из определяющих черт ар-деко выражается здесь в умопомрачительных вечерних платьях (например, горные хребты на металлизированном текстиле платья от парижского отделения английской фирмы Liberty & Co, 1924 года), парадных пальто (к примеру, от Поля Пуаре, алого цвета из шелкового жаккарда с цветочным узором и кружевом из толстой золотой нити, 1923 года), сумочках-мешочках (возможно, авторства Марии Гальенга, 1920 год, с узором в виде клематиса по синему бархату). Головные уборы продолжали оставаться жизненно важными деталями гардероба хорошо одетой женщины и в течение 1930-х годов, выбор шляпы даже считался индикатором личности. На выставке их немного, но даже представленные образцы позволяют составить мнение об обаянии того времени. Особого внимания заслуживает витрина с каблуками для дамских туфель, которые по праву называли "драгоценные каблуки": при высоте пять сантиметров они задумывались как самодостаточное украшение со стразами, бусинами, складывающимися в геометрические узоры. Так как оригинальных владельцев сказочно прекрасных платьев и бриллиантовых колье-воротников Van Cleef & Arpels увидеть уже невозможно, элемент человеческого присутствия экспозиции придают модные иллюстрации с забавными названиями -- "Плохо выученный урок: вечернее манто и детское платье от Жанны Ланвен" (кстати, Ланвен создавала парные наряды для мам и их дочурок), "Вот мои крылья", "Горничная-аннамитка". Благодаря таким деталям поход на эту выставку превращается в уютное рассматривание серии красивых вещиц с довольно размытой концепцией.