Александринский театр представил на олимпиаде во Вроцлаве "Маскарад"
Более восьмидесяти спектаклей ведущих режиссеров мира будет показано на открывшейся в Польше седьмой Театральной олимпиаде. До 13 ноября в культурную столицу Европы 2016 года - Вроцлав - свои новые постановки привезут Теодорос Терзопулос, Кристиан Люпа, Тадаши Судзуки, Эймунтас Някрошюс, Робер Уилсон, Ромео Кастеллуччи, Ян Фабр, Эудженио Барба, Хайнер Геббельс, Пиппо Дельбоно… Театральная эйфория возникает уже от одного перечисления этих имен, а участников олимпиады ждут не только просмотры спектаклей, но и ежедневные мастер-классы режиссеров, образовательные семинары, уникальные выставки, кинопоказы… Завершать один из самых престижных международных театральных форумов будет Питер Брук, а в самых первых строках олимпийской афиши стоит фамилия российского режиссера Валерия Фокина. Нашу страну представляет санкт-петербургский Александринский театр, который 18 и 19 октября пригласил польскую публику в оперный театр Вроцлава на "Маскарад. Вспоминания будущего" Валерия Фокина. Это первый опыт выезда прославленного спектакля за границу (70 артистов, 360 костюмов, шесть трейлеров декораций), и это масштабное путешествие не только в пространстве, но и во времени: Валерий Фокин при постановке совершил детальную реконструкцию отдельных сцен "Маскарада" Всеволода Мейерхольда 1917 года - самого дорогого и последнего спектакля царской России. И - случай уникальный - добился от актеров специфического дореволюционного интонирования и сценического существования. В роли Евгения Арбенина в Польше увидят двух актеров: Петра Семака и Дмитрия Лысенкова, Нину исполнит Елена Вожакина, Неизвестного - Николай Мартон. "Надо было найти, чтобы шла тонкая игра, чтобы чувствовалась культура стиха, музыкальность, и в то же время - что это все по-настоящему, - рассказывал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин "Российской газете". - Артистам было сложно. Но в абсолютно точной воспроизведенной декорации Головина, с тем же музыкальным рядом композитора Глазунова иначе было нельзя. Не получилось бы. Реконструкция, так реконструкция. Актеры тогда по-другому говорили - они вещали. А у нас все в простоте изъясняются. На сцене разговаривают иногда, как в сериалах… А там манера была совершенно другая. У Юрия Михайловича Юрьева, выдающегося артиста Александринки, например, вся партитура роли Арбенина была размечена карандашом. Где повышение, где пауза. Мы это старались воспроизвести. Я хотел сделать спектакль максимально достоверным - по свету, по декорациям, по звуку. Как будто мы погрузились в тот театр. Впечатление странное и неожиданное: сегодня так не играют, так не ставят и так не говорят. Это те котурны, против которых мы восставали и уничтожали такую манеру много лет. Я сам принимал в этом участие. Помню, когда был молодой, в "Современнике" мы все время говорили артистам: конкретнее, говорите проще, хватит петь, не надо. Олег Николаевич Ефремов, царствие ему небесное, все время это повторял, и Галина Борисовна Волчек, и я, да мы все. И мы добились этой нормальной речи. А была школа совершенно фантастического звучания, другой постановки голоса. По-другому мизансценировали. Такой культуры теперь нет. И не так просто было ее сегодня воспроизвести. Но это было жутко интересно. Ощущение, что ты зашел куда-то в другой век. Нам помогали голоса прошлого. Монологи Юрьева - Арбенина. Проходил конкурс. Мне хотелось, чтобы его голос вдруг слился и был подхвачен голосом современного артиста, и перешел в живую жизнь. А между этими сценами был современный вход в материал... Самое сложное - тогда ведь не только вещали интонационно, они же все это проживали. Мейерхольд этого добивался, писал, что за яркой формой обязательно должны скрываться настоящие страсти. И когда, опять же, читаешь заметки Юрьева о роли, с одной стороны, размечена партитура, а с другой он четко, прямо по Станиславскому пишет про обстоятельства роли: что проживает Арбенин в этот момент, как он относится к Нине. Что для него эта Нина - как последний шанс в жизни измениться…" Отметим, что в рамках Театральной олимпиады 20 и 21 октября во Вроцлаве пройдут мастер-классы Валерия Фокина, а 21 октября состоится также круглый стол с его участием "Эра Мейерхольда". Справка "РГ" Театральную олимпиаду придумал греческий режиссер Теодорос Терзопулос и бывший министр культуры Греции Мелина Меркури, которая являлась и автором идеи "Культурной столицы Европы". Проходит олимпиада в разных городах мира. Первая состоялась в 1995 году в центре древнегреческой цивилизации - городе Дельфы. В дальнейшем театральный симпозиум проводился через промежутки времени в таких городах, как Сидзуока (1999), Москва (2001), Стамбул (2006), Сеул (2010) и Пекин (2014). В 2018-м Театральную олимпиаду примет Индия. Во Вроцлаве - культурной столице Европы 2016 года - олимпийские театральные площадки разбросаны по всему городу. Всего их более сорока - театры, маленькие студии и даже старая пекарня. Центр фестиваля - Институт имени Ежи Гротовского. Режиссер-реформатор, стоящий в одном ряду со Станиславским и Мейерхольдом, отстаивал принцип: театр - это священнодействие. А его фраза "Мир как место правды" стала девизом смотра.