Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Александринский театр представил на олимпиаде во Вроцлаве "Маскарад"

Более восьмидесяти спектаклей ведущих режиссеров мира будет показано на открывшейся в Польше седьмой Театральной олимпиаде. До 13 ноября в культурную столицу Европы 2016 года - Вроцлав - свои новые постановки привезут , , Тадаши Судзуки, Эймунтас Някрошюс, Робер Уилсон, , , Эудженио Барба, , Пиппо Дельбоно
Александринский театр представил на олимпиаде во Вроцлаве "Маскарад"
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета
Театральная эйфория возникает уже от одного перечисления этих имен, а участников олимпиады ждут не только просмотры спектаклей, но и ежедневные мастер-классы режиссеров, образовательные семинары, уникальные выставки, кинопоказы Завершать один из самых престижных международных театральных форумов будет Питер Брук, а в самых первых строках олимпийской афиши стоит фамилия российского режиссера .
Нашу страну представляет санкт-петербургский Александринский театр, который 18 и 19 октября пригласил польскую публику в оперный театр Вроцлава на "Маскарад. Вспоминания будущего" Валерия Фокина. Это первый опыт выезда прославленного спектакля за границу (70 артистов, 360 костюмов, шесть трейлеров декораций), и это масштабное путешествие не только в пространстве, но и во времени: Валерий Фокин при постановке совершил детальную реконструкцию отдельных сцен "Маскарада" 1917 года - самого дорогого и последнего спектакля царской России. И - случай уникальный - добился от актеров специфического дореволюционного интонирования и сценического существования. В роли Евгения Арбенина в Польше увидят двух актеров: и , Нину исполнит , Неизвестного - .
"Надо было найти, чтобы шла тонкая игра, чтобы чувствовалась культура стиха, музыкальность, и в то же время - что это все по-настоящему, - рассказывал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин "Российской газете". - Артистам было сложно. Но в абсолютно точной воспроизведенной декорации Головина, с тем же музыкальным рядом композитора Глазунова иначе было нельзя. Не получилось бы. Реконструкция, так реконструкция. Актеры тогда по-другому говорили - они вещали. А у нас все в простоте изъясняются. На сцене разговаривают иногда, как в сериалах А там манера была совершенно другая. У , выдающегося артиста Александринки, например, вся партитура роли Арбенина была размечена карандашом. Где повышение, где пауза. Мы это старались воспроизвести.
Я хотел сделать спектакль максимально достоверным - по свету, по декорациям, по звуку. Как будто мы погрузились в тот театр. Впечатление странное и неожиданное: сегодня так не играют, так не ставят и так не говорят. Это те котурны, против которых мы восставали и уничтожали такую манеру много лет. Я сам принимал в этом участие. Помню, когда был молодой, в "Современнике" мы все время говорили артистам: конкретнее, говорите проще, хватит петь, не надо. , царствие ему небесное, все время это повторял, и , и я, да мы все. И мы добились этой нормальной речи.
А была школа совершенно фантастического звучания, другой постановки голоса. По-другому мизансценировали. Такой культуры теперь нет. И не так просто было ее сегодня воспроизвести.
Но это было жутко интересно. Ощущение, что ты зашел куда-то в другой век. Нам помогали голоса прошлого. Монологи Юрьева - Арбенина. Проходил конкурс. Мне хотелось, чтобы его голос вдруг слился и был подхвачен голосом современного артиста, и перешел в живую жизнь. А между этими сценами был современный вход в материал... Самое сложное - тогда ведь не только вещали интонационно, они же все это проживали. Мейерхольд этого добивался, писал, что за яркой формой обязательно должны скрываться настоящие страсти. И когда, опять же, читаешь заметки Юрьева о роли, с одной стороны, размечена партитура, а с другой он четко, прямо по Станиславскому пишет про обстоятельства роли: что проживает Арбенин в этот момент, как он относится к Нине. Что для него эта Нина - как последний шанс в жизни измениться "
Отметим, что в рамках Театральной олимпиады 20 и 21 октября во Вроцлаве пройдут мастер-классы Валерия Фокина, а 21 октября состоится также круглый стол с его участием "Эра Мейерхольда".
Справка "РГ"
Театральную олимпиаду придумал греческий режиссер Теодорос Терзопулос и бывший министр культуры Греции Мелина Меркури, которая являлась и автором идеи "Культурной столицы Европы".
Проходит олимпиада в разных городах мира. Первая состоялась в 1995 году в центре древнегреческой цивилизации - городе Дельфы. В дальнейшем театральный симпозиум проводился через промежутки времени в таких городах, как Сидзуока (1999), Москва (2001), Стамбул (2006), Сеул (2010) и Пекин (2014). В 2018-м Театральную олимпиаду примет Индия.
Во Вроцлаве - культурной столице Европы 2016 года - олимпийские театральные площадки разбросаны по всему городу. Всего их более сорока - театры, маленькие студии и даже старая пекарня. Центр фестиваля - Институт имени Ежи Гротовского. Режиссер-реформатор, стоящий в одном ряду со Станиславским и Мейерхольдом, отстаивал принцип: театр - это священнодействие. А его фраза "Мир как место правды" стала девизом смотра.