В Париже открывается выставка «Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина» 

В Париже открывается выставка «Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина»
Фото: РИА "ВладТайм"
ПАРИЖ, 22 октября. /Корр. ТАСС Светлана Янкина/. Выставка «Шедевры нового искусства. Коллекция », где представлены полотна импрессионистов и постимпрессионистов из собраний и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (ГМИИ), начинает в субботу свою работу для публики в Фонде Луи Виттон ().
Еще до своего официального открытия одно из ключевых событий перекрестного Года культурного туризма Россия— Франция стало самой ожидаемой выставкой года: о проекте, который по значимости сравнивают с имевшими громкий успех «Русскими сезонами» (1872-1929), уже написаны десятки статей в мировых СМИ, а организаторы рассчитывают, что за четыре месяца на экспозиции побывает миллион посетителей.
Основой проекта стала собранная сто лет назад предпринимателем и меценатом Сергеем Щукиным (1854-1936) коллекция живописи тогда часто критикуемых и непонятных многим, а сейчас всемирно признанных художников, в частности, Клода Моне (1840-1926), (1881-1973), (1869-1954).
Невероятное — очевидное
"Щукин тогда увидел то, что здесь, во Франции, люди не видели. В ситуации, которая всем казалось безумной, у него единственного было положительное мнение. Он хотел пускаться в авантюру вместе с художником, и с точки зрения коллекционера это смелый шаг, Щукин — очень радикальный", — сказала ТАСС арт-директор Фонда Louis Vuitton Сюзан Паже.
Это свойство Щукина куратор выставки экс-директор Музея Пикассо Анна Балдессари обозначила через влияние, которое оказала его коллекция новейшего на тот момент французского искусства на развитие русского авангарда и, как следствие, на все движение изобразительного искусства в ХХ веке. Художники могли приходить к Щукину, видеть эти картины и, переосмысливая, создавать что-то новое.
Так, в одном зале находятся «Робот» , «Ню. Обнаженная модель» и «Мужчина со скрещенными руками» Пабло Пикассо. Также здесь представлены произведения (1879-1935), в том числе авторское повторение «Черного квадрата» 1929 года, (1881-1962), (1889-1924) и Ивана Клюна (1873-1943).
"Здесь выбирались конкретные работы, которые очень четко, по мнению куратора, соотносятся с работами, которые покупал Щукин", — объяснила , директор Третьяковской галереи, которая предоставила для выставки большую часть из 30 произведений русского авангарда.
Президент ГМИИ им. А. С. Пушкина отметила, что включение в экспозицию произведений русских художников ей кажется удачным. «Принцип внесения в проект русского искусства мне нравится, есть вещи очень удачно найденные. Мне очень нравится как подобрана, например, Гончарова, тот же самый Малевич — с Сезанном», — сказала она.
На уровне Дягилевских сезонов
В первых залах выставки можно узнать о том, как Щукин начинал коллекционировать, и здесь представлены не вписывающиеся в распространенное представление о его собрании вещи, например, гобелен прерафаэлита Эдварда Берн— Джонсона «Поклонение волхвов» и китайская акварель на шелке XVII века неизвестного автора, произведения более традиционных английских и французских художников.
"Эта выставка задумывалась не только как экспозиция с абсолютными шедеврами, но и как рассказ о коллекционере. Щукин всегда был человеком с хорошим вкусом, просто этот вкус формировался, понимания росли, множились и совершенствовались. Важно показать отправную точку, чтобы продемонстрировать, к чему это все привело. На фоне приобретения важнейших художников ярко выражены четыре его главные страсти — Сезанн, Гоген и как кульминация Матисс и Пикассо", — отметила директор ГМИИ им. А. С. Пушкина .
Произведениям этих художников посвящены отдельные залы — здесь, а также в залах с портретами и пейзажами концентрация шедевров зашкаливает. Среди них «Завтрак на траве» и «Дама в саду Сент — Адресс» Клода Моне, «Любительница абсента» Пабло Пикассо, «Женщина в черном» Огюста Ренуара (1841-1919), «Портрет доктора Рэя» Винсента ван Гога (1853-1890) и так далее. Все это демонстрируется в 13 залах на четырех этажах фонда.
За счет увеличенных архивных фотографий интерьеров щукинского особняка там воссоздали атмосферу дома в Большом Знаменском переулке, куда все желающие могли прийти и познакомиться с самым актуальным искусством. Волею судеб коллекция Щукина после национализации оказалась разделенной между Эрмитажем и ГМИИ и теперь на четыре месяца объединилась в Париже.
"Это сокрушительный русский проект, подобного которому давно не было вообще в мире, он по значимости находится на уровне Дягилевских сезонов", — заключил директор Эрмитажа .
Выставка «Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина» продолжит свою работу в Париже до 20 февраля.
Видео дня. Самые странные традиции со всего мира
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео