Вертограды и абстрактное искусство СССР: в Музее современного искусства открываются новые выставки
Сегодня в Московском музее современного искусства открывается сразу две выставки. Одна экспозиция, «Вертограды Михаила Шварцмана», приурочена к 90-летию со дня рождения художника. Термин «иератизм», введённый Шварцманом, в переводе с греческого означает «священный». Философия иератического искусства начала формироваться ещё в 1960-х годах и выразилась в системе знаково-архитектонических кодов. Художник последовательно удалялся от подражательного реалистического метода и пытался приблизиться к пониманию знаков духовной иерархии. Он сформулировал собственное определение образа-знака — иература. В его представлении иерат призван видеть и познавать созданное Богом и воспевать его дары в творчестве. Название выставки образно выражает иератическое искусство художника и логику построения выставки. «Вертоград» — древняя форма слова «сад», а в христианской традиции «вертоград» означает «райский сад». Этот образ, известный по старинным иконам, будто вдохновлял Шварцмана на создание иератур, полных тайн, опыта и знаний Восемь залов главного здания музея будут похожи на ветви одного древесного ствола. Каждая — раздел со своей темой, взаимосвязанной с другими: «Кристалл», «Дом коллекционера», «Зеркальная перспектива знака», «Забытый заводской ангар», «Пальмовый лес», «Сад орнитолога», «Оранжереи памяти» и «Древо жизни». Откроет экспозицию раздел «Кристалл». Вращая кристалл, мы наблюдаем процесс общения искусства Шварцмана с великими традициями мировой культуры. Эзотерический трактат Роберта Фладда, книги по садоводству, обманки, кинофильм Питера Гринуэя и головокружительные сценические иллюзии в старинных гравюрах помогут познать философию художника «на просвет», в гранях его любимых тем. Впервые искусство Михаила Шварцмана покажут в активном взаимодействии с мастерами различных эпох. Здесь будут картины его «собеседников»: от Гюбера Робера до Казимира Малевича, от Якова Чернихова до совсем молодых художников, увлечённых натурфилософской проблематикой. Вторая выставка — «Студия “Новая реальность” (1958–1991). Трансформация сознания» — познакомит посетителей с историей зарождения и развития андеграундного в СССР абстрактного искусства, а также с уникальной педагогической системой и теориями, на которых основывалась работа студии «Новая реальность». В основу экспозиции вошли работы 25 художников — членов студии: Владислава Зубарева, Тамары Тер-Гевондян, Елены Радкевич, Марии Эсмонт, Веры Преображенской и других. Произведения отличаются смелыми экспериментами с цветом, формой и пространством, характерными для авангардистов начала XX века. Также гости увидят архивные фотографии и графические изображения. Студия «Новая реальность» открылась после Великой Отечественной войны как альтернатива Академии художеств. Её основатель Элий Белютин и другие педагоги предлагали художникам раскрепоститься, довериться эмоциям и вернуться к активным творческим поискам в искусстве. Привычными для учащихся стали коллективная работа и выставки в нестандартных местах. Позже методика получила название «Теория общей контактности». Долгое время «Новая реальность» существовала в подполье, оставалась малоизвестной, только с конца 1980-х годов студия стала принимать активное участие в легализации отечественного нонконформизма. Посетить обе выставки можно до 15 января следующего года.