Ещё

Траурное дефиле на ВДНХ как «протест против всего ужаса в мире» 

Траурное дефиле на ВДНХ как «протест против всего ужаса в мире»
Фото: BBCRussian.com
Бизнес-корреспондент Русской службы Би-би-си Российская похоронная отрасль переживает кризис: с одной стороны, девальвация рубля увеличила импортные издержки — а на импорт приходится, по некоторым подсчетам, до 85% всех ритуальных товаров в стране. С другой стороны, в условиях снижения доходов россияне стали экономить на ритуальных услугах.
Затраты на похороны в среднем по стране снизились вдвое.
Об этом и — о многом другом — корреспондент Русской службы Би-би-си Дмитрий Булин узнал (хотя, возможно, и предпочел бы забыть), посетив международную похоронную выставку «Некрополь — TANEXPO World Russia 2016», прошедшую в Москве.
Если где-то в тот серый, холодный день 19 октября в Москве было много оптимистов, цветов и света, то это в 69-м павильоне ВДНХ. И хотя цветы были искусственные, а свет — электрический, зато оптимисты были настоящие.
"Я еще не успела толком пройтись по экспозиции, — широко улыбаясь, говорила в микрофон Ольга Дорошенко из  (это ведомство в России курирует кладбища и похоронную отрасль), — но уже вижу, что масштаб сохраняется. И мне это очень приятно".
Где-то на заднем плане заработала пила, шлифовавшая могильный мрамор.
"Надеюсь, благодаря таким мероприятиям, которые наполнены позитивом, мы будем чаще слышать в СМИ и социальных сетях положительные новости", — закончила она.
Сегодня в малых городах планка (стоимости похорон) опустилась до 10 тысяч рублей за весь комплекс услуг — и даже до 8 тысяч. Просто у людей совершенно нет денег.
Выставка последних достижений похоронной индустрии прошла в Москве уже в 24-й раз. Она собрала, по словам устроителей, более 200 компаний со всей России, а также из Венгрии, Чехии, Китая, Италии, Дании, Литвы и других стран.
"Я вижу, что здесь продемонстрированы самые современные достижения ритуальной отрасли! — взял слово Алексей Старцев из . — В сегодняшней непростой ситуации наша задача — сохранение качества. Необходимо сокращать стоимость ритуальных услуг, сокращать издержки, расширять ассортимент в сторону эконом-класса. У меня все, спасибо".
Планка опустилась
Бессменный устроитель, распорядитель и вдохновитель форума — Сергей Якушин, директор Новосибирского крематория. Церемония открытия в его исполнении напоминала светлую, радостно-печальную церемонию поминовения, в конце которой, несмотря на грусть, остается надежда на лучшее.
"Мы не знаем, куда делись более 100 фирм, которые должны были принять участие в форуме… — мягко и печально говорил он. — Возможно, они разорились… К сожалению, мы вынуждены признать, что санкции очень повлияли на нашу выставку, и очень многие компании не участвуют, которые должны были бы участвовать. Но все-таки здесь представлены более 200 компаний".
В прошлом журналист, работавший в «Агентстве печати и новости» (на основе которого потом были созданы РИА Новости, а теперь — МИА «Россия сегодня»), Сергей Якушин рассказывает о проблемах отрасли образно и интересно. При этом не забывает и о потенциальной аудитории.
— Если вы с Би-би-си, то, я думаю, будет интересно узнать вашим слушателям, что из Англии мы в России получаем химикаты для бальзамирования и танатокосметику… — говорит он за кулисами мероприятия.
Мы продаем продукцию не напрямую потребителям, а через агентства. Они же поднимают цены в 2-4 раза
Елена
— Кризис повлиял на стоимость похоронных услуг?
— Да, конечно. Сегодня в малых городах планка опустилась до 10 тысяч рублей за весь комплекс услуг — и даже до 8 тысяч. Просто у людей совершенно нет денег. Вот в Новосибирске полная стоимость таких услуг раньше была в среднем 35 тысяч, а сегодня 23 тысячи. В известной в Москве фирме при Центральной клинической больнице Управления делами президента России, по моим данным, тоже стоимость похорон резко уменьшилась: примерно в два раза.
Сергей Якушин знает много и других интересных вещей. И готов говорить.
"…Вы знаете, что более 95% тел в России подвергается вскрытию? И это не закон, это мафия, которая убеждает правительство, что вскрытия способствуют развитию науки. В итоге частному бизнесу остаются огрызки!"
"…85% всех ритуальных товаров в России — импортные".
"…Если раньше обивали гробы красным кумачом и ситцем, то сегодня это искусственный шелк из Китая, Южной Кореи, Турции, а также из Сирии — до того, как в ней началась гражданская война".
"… Дерево и металл в гробах — российские, но лаки и краски — импортные".
Гроб для Ельцина
Тот самый импорт, который вызывал у директора Новосибирского крематория неподдельную тревогу, был широко представлен тут же: среди гранитных памятников на пластмассовых стульях вокруг пластмассового стола сидели и пили чай из пластмассовых стаканчиков китайские импортеры Настя и Миша.
После продолжительных увещеваний Настя призналась, что ее настоящее имя — Лян Цзе Цзин. Камнеобрабатывающий завод, который она представляет, импортирует в Россию ежегодно 200 контейнеров морем и 150 вагонов по железной дороге.
— В одном вагоне примерно 300 памятников, — пояснил Миша, который на просьбу представиться настоящим именем лишь грустно махнул рукой, но рассказал, что только что окончил журфак и решил пока остаться в России.
По их словам, последнее время спрос на продукцию их компании в России падает, и они связывают это с кризисом.
Неподалеку сверкали лаком «элитные гробы» из Новочеркасска. Хозяйка стенда приветливо рассказала корреспонденту Би-би-си, что их предприятие небольшое и семейное, а также что стоимость элитной продукции варьируется от 26 тысяч рублей до 58 тысяч.
— Относительно немного, — удивился я.
— Так это до перекупщиков. Дело в том, что мы продаем продукцию не напрямую потребителям, а через агентства. Они же поднимают цены в 2-4 раза. Вот такой ящик, как у меня за спиной, у нас стоит чуть больше 50 тысяч, а в Москве в магазине выставляется уже за 200 с лишним тысяч рублей, — пожаловалась Елена, несмотря ни на что лучезарно улыбаясь.
Напоследок она рассказала, что именно их компания изготовила гробы, в которых затем были похоронены , патриарх Алексей II и .
— Откуда вы знаете?
— Так телевизор смотрим, присматриваемся к продукции. К тому же агентства, которые конечному покупателю продают, нам иногда рассказывают. Я думаю, что наши гробы брали потому, что это все-таки российский производитель. Более того, для Ельцина был заказан еще один такой же гроб, который выставляли у него на родине в Екатеринбурге.
Протест против ужаса
Через пару часов после открытия выставки практически у каждого стенда можно было наблюдать одну и ту же картину. Группа женщин и мужчин на фоне похоронной продукции, под аккомпанемент проникновенной музыки (наподобие «Профессионала» ) тихо выпивает и закусывает.
— А вы с нами не хотите? — подошла к оператору Би-би-си женщина средних лет. В руке у нее был пластиковый стаканчик, в котором, судя по цвету, мог быть чай, но, скорее всего, был коньяк.
— Я на работе, — выдавил из себя оператор.
Этим проектом дизайнеры выражают протест против всего ужаса, который творится в мире. Что творится на Украине, в Сирии?
Изабелла Рим Мероприятие подошло к своему апофеозу. Уже прошел «Всероссийский смотр достижений молодежи „Похоронное дело в России: сегодня и завтра“ — и настало время дефиле траурной одежды. Среди руководителей проекта значился президент Российской академии художеств , однако непосредственным куратором показа стала Изабелла Рим из Творческого союза художников России.
Организаторы расчистили главный проход, устланный желтым ковром. И по нему пошли студентки художественных и дизайнерских вузов России, а также приглашенные модели, облаченные в черные одежды, в черных вуалях, траурных шляпках и с преимущественно темными украшениями.
»Этим проектом дизайнеры выражают протест, выступают против насильственной смерти, против всего ужаса, который творится в мире. Что творится на Украине, в Сирии?" — комментировала Изабелла Рим в микрофон.
Она нашла и несколько слов для присутствовавших в зале журналистов: «Я хотела бы обратиться к журналистам, к работникам телевидения. Я прошу вас: не высмеивайте в своих выступлениях тему, которая в общем-то для нас свята! Я вас очень прошу. Говорите по правде — говорите по правде большое спасибо этой выставке, ее организаторам, потому что мы представляем вам возрождение ритуальной культуры России, которая имеет большие корни и традиции».
В ожидании Путина
Увидев столько траурной продукции в течение одного дня, корреспондент Би-би-си не мог не обратиться под конец к священнику  — также гостю выставки.
Несколько раньше организатор форума, директор Новосибирского крематория, отрекомендовал его как «лидера по числу отпеваний».
— Сергей Якушин, конечно же, пошутил, — скромно улыбнулся отец Сергий Матюшин из храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище Москвы.
— А почему, вы думаете, так много шуток и иронии вызывает у людей эта тема? Особенно выставка погребальной продукции?
— Это просто некая психологическая, защитная реакция. Современное общество на самом деле боится смерти, и оно старается эту тему табуировать. Люди предпочитают просто не вспоминать об этом или, если уж речь зашла о подобных форумах, то могут превратить это в некую шутку. А человек религиозный старается соизмерять свои поступки с мыслью о конце жизни, который когда-то наступит…
Краток не только человеческий век, но и век зданий. Павильон 69, в котором прошла выставка, скоро закроют на реконструкцию. В следующем году форум «Некрополь» пройдет уже в рамках Московского урбанистического форума. Его гостем должен стать , рассказывает Сергей Якушин.
Возможно, опять пошутил.
Видео дня. Почему на старых фото люди не улыбались
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео