Обездвиженные картинки
"Время кино" в павильоне РОСИЗО на ВДНХ Выставка современное искусство В павильоне ВДНХ под зловещим номером 66 открылась выставка "Время кино", сделанная кинокритиком "Ъ" Михаилом Трофименковым и главным художником "Первого канала" Дмитрием Ликиным. ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ выяснил, в какую сторону двигается новый орган контроля современного искусства в России. С тех пор как чисто технический орган под названием РОСИЗО поглотил Государственный центр современного искусства, сотрудники ГЦСИ с тревогой ждут административных перемен, а художественная общественность гадает, какой будет политика нового объединения. Что касается структуры нового РОСИЗО, то она станет ясна с ноября этого года, когда пройдет серия новых назначений. О том, что же хочет возглавляемая бывшим чиновником Администрации президента Сергеем Перовым организация показать зрителю, можно судить уже сейчас. "Время кино" -- вторая выставка в павильоне РОСИЗО на ВДНХ. Она развивает и углубляет идеологию первой, которая называлась "Всегда современное" и казалась чисто формальным поводом продемонстрировать строительные и организационные ресурсы РОСИЗО. Но на самом деле и "Всегда современное", и "Время кино" повествуют об одном и том же, хотя и на разных уровнях концептуального мышления. Дмитрий Ликин говорит, что одна из целей выставки -- заманить зрителя на кино и приблизить к современному искусству. За прошедший уикенд выставку посмотрели 2 тыс. человек, что по меркам искусства неплохо. Действительно, выставка придумана простой и внятной. Михаил Трофименков отобрал девятнадцать советских (от "Аэлиты" Протазанова до "Маленькой Веры" Пичула) и один "демократический" ("Брат-2" Балабанова) фильм по принципу максимальной популярности в обществе. Дмитрий Ликин подобрал к разным эпохам рифмы в сфере современного искусства, взятые у художников разных поколений -- от Ильи Кабакова до Ирины Кориной. Фильмам на выставке привольно: тут есть и отрывки, проецирующиеся на экраны, и специально сделанные трейлеры, как если бы классика советского кино выходила на экраны прямо сейчас. Искусству тесно: все работы запиханы в узкие комнатки, оформлены кое-как, повешены без понимания расстояний и специфики каждого произведения. Кажется, что Дмитрий Ликин, когда-то тусовавшийся с перестроечной богемой в легендарном сквоте в Фурманном, так и остался на уровне выставок в мастерских и квартирах, как будто не было последних двадцати с лишним лет, когда выдающимся именам и работам современных художников дали наконец-то подобающие условия экспонирования. Идея выставки в том, чтобы не следовать за историей кино хронологически, но брать работы относительно современных авторов, потому что они точнее скажут о каждой эпохе, чем вещи, сделанные, например, современниками Ивана Пырьева и "Кубанских казаков". И это было бы неплохо, если бы соотношения подбирались поточнее. Раздел с "Кубанскими казаками" называется "Время пропаганды", и к нему подобраны работы державника Алексея Беляева-Гинтовта, соц-артиста Бориса Орлова и скульптора Ирины Кориной. Если смотреть по тому, что художники цитируют, то все верно -- сталинский ампир, советская хроника и так далее. По сути же все трое -- про разное, а к кино эпохи Большого террора лучше подошла бы инсталляция Сергея Шутова "Небесные силы железного города" (2007), где спутники и космические ракеты сделаны из колючей проволоки как метафора принудительного труда заключенных в сталинских шарашках. Или "коммунальная" работа Ильи Кабакова. К застойному шедевру "Полеты во сне и наяву" идеально подошел бы альбом метафизика Виктора Пивоварова "Шаги механика". Но выставка не ищет трудных путей и, как и ее предшественница, старается представить нам идиллическую картину смыслового единства, не знающего водораздела между культурой массовой, а значит, контролируемой государством, и культурой андерграунда, имеющей отношение к личным усилиям художника по развенчанию официальных мифов. Точки соприкосновения между этими кругами стоило бы поискать -- например, расспросить художников (благо они живы) о том, чем важно (или противно) было для них кино эпохи. Выставка, однако, помещает всех без разбора в некую единую, непротиворечивую, "всегда современную" Россию, которая существует только на уровне государственных указов. Задача искусства в том, чтобы вскрыть разнообразие чувств и мыслей. Неувязочка получается.