Художники взяли дворцы
Ярмарка современного искусства FIAC в Париже Ярмарка современное искусство В сорок третий раз в Париже прошла FIAC, международная ярмарка современного искусства. Умно, эффектно, масштабно, но слишком коротко -- всего три дня, считает парижский корреспондент "Ъ" АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ. 43-я FIAC не удовольствовалась своей обычной резиденцией -- огромным главным залом Большого дворца, Гран-Пале. Ярмарка вышла на улицу и захватила соседний дворец, Малый, в котором находится городской художественный музей Пти-Пале. В залах Пти-Пале на время FIAC было выставлено 37 работ художников, представленных разными галереями. Как правило, это художники-бренды вроде Яна Фабра, Марселя Дюшана или Дэмиена Херста. Оба дворца, Гран-Пале и Пти-Пале, строились друг напротив друга для Всемирной выставки 1900 года, и руководителю FIAC Дженнифер Флай удалось уговорить мэрию вернуть хотя бы на три дня пешеходное пространство между дворцами. Пусть теперь даже таксисты знают, что в Париже полным-полно современного искусства. Вокруг образовавшейся площади расставлены скульптуры, в том числе монументальные зайцы Барри Фланагана, а сама площадь отдана американцу Лоуренсу Вайнеру и французу Жаку Виллегле. Первый нанес на мостовую знаки изобретенной им художественной разметки, второй превратил в лозунг строчку Анри Мишо "Искусство -- это то, что поможет выйти из апатии", каждая буква которой -- знак, взятый из самодельных уличных афиш, трафаретов, политических лозунгов. В принципе все это тоже продается. Платите -- и вам погрузят тонну бронзовой зайчатины, чуть ли не свернут в рулон площадь перед дворцом, но все же это вторжение искусства имеет совершенно иной смысл. Множество скульптур и инсталляций появилось по всему городу, в том числе в садах Тюильри и на уже привычной площадке FIAC -- Вандомской площади. Два года назад анонимные художественные критики поломали установленную здесь надувную елку знаменитого американца Пола Маккарти, увидев в ней секс-игрушку, и побили пожилого автора. На сей раз инсталляция швейцарского художника Уго Рондиноне не шокирует блюстителей нравственности: это грубые каменные фигуры, заблудившиеся в алюминиевом лесу. Обойти все точки FIAC в Париже невозможно, как невозможно даже за три отведенных публике дня внимательно обследовать сам Гран-Пале. 186 галерей выставлялись в этом году, больше всего французов -- 53, затем американцы -- 34, немцы -- 26. Всего участвуют 24 страны. По недоброй традиции России среди них нет. Пять лет назад последняя из русских участниц, галерея XL, покинула Париж, о чем Дженнифер Флай до сих пор сожалеет. Уйти легко, а вот вернуться, если ты не кит рынка Ларри Гагосян или "принц галерейщиков" Тадеуш Ропак, удастся не сразу. Да и в Гран-Пале равенства нет. По месту расположения галереи ясно, кто сильнее и богаче: чем ближе к центральному перекрестку, тем выше аренда -- от €579 до €665 за метр. На главных "улицах" галеристы стараются выставить все самое интересное, крупное и дорогое. Все как в онлайне: нужно заставить людей зависнуть на твоей страничке-стенде и наводнить картинками социальные сети. Среди хитов селфи -- "Пара на скамейке" у Гагосяна -- гиперреалистическая скульптура Дуэйна Хансона. Умерший 20 лет назад американский поп-артист не льстил своим соотечественникам. Я помню его набор резиновых и бронзовых "простых американцев" в лондонской Saatchi Gallery. Многие смеются, некоторые все-таки прозревают в раскрашенных куклах вполне человеческую грусть и усталость. Если это и карикатура, то не смеха ради. Девушки снимаются на фоне розового гнома все того же возмутителя парижского спокойствия Пола Маккарти на стенде брюссельской галереи Xavier Hufkens. "Гном Белоснежки" хоть и называется "скромным", но скромно показывает целый арсенал из секс-шопа. Мексиканская галерея Kurimanzutto хвастается среди прочего огромной шпалерой родившегося в Мексике и работающего в США Габриэля Кури, изображающей монументальный чек из ресторана (Untitled (Caviar House 54)). Пятиметровая шпалера изображает итог обеда за €31, но стоит в три тысячи раз больше. Скульптурные деревья Ай Вэйвэя, встречающиеся тут и там, соседствуют с его же раскрашенной керамикой на стенде лондонской Lisson Gallery. Китайский художник покрыл веселенькими красками настоящие драгоценные вазы династии Хань, созданные более двух тысяч лет назад. Одна из проблем FIAC как раз связана с музейным качеством работ. Когда Гран-Пале превращается в огромную выставку, где можно провести хоть целый день, это нравится всем, но входит в противоречие с задачей продавать искусство. Поэтому для покупателей отводят ВИП-день, а до него супер-пупер-ВИП-день, в который принимают коллекционеров ранга Бернара Арно и Франсуа Пино. А открытые публике дни коротки. Зачем бросаться деньгами за аренду, покупатель прошел за первые два дня, зрителям хватит двух. В результате в единственный открытый публике уикенд на стендах -- не протолкнуться. Дженнифер Флай это понимает. Не то чтобы она не заботится о продажах, она любит подчеркнуть, что все здесь можно купить, но она пытается сделать FIAC не просто магазином для самых богатых. Актуальное искусство живет в галереях, и знают о нем только те, кто специально им интересуется. Его хотят запереть в молельных комнатах для сектантов или клубах для взрослых. Дженнифер Флай считает, что FIAC -- это момент, когда искусство может оккупировать Париж и показать себя всем, пусть хотя бы на три дня.