Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Александринка выступила на Олимпиаде во Вроцлаве

Более восьмидесяти спектаклей ведущих режиссеров мира будет показано в Польше на седьмой Театральной олимпиаде.
Александринка выступила на Олимпиаде во Вроцлаве
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета
До 13 ноября в культурную столицу Европы 2016 года - Вроцлав - свои новые постановки привезут лидеры современной европейской сцены. , , Тадаши Судзуки, Эймунтас Някрошюс, Робер Уилсон, , , Эудженио Барба, , Пиппо Дельбоно Театральная эйфория возникает уже от одного перечисления этих имен, а участников олимпиады ждут не только спектакли, но и ежедневные мастер-классы режиссеров, образовательные семинары, уникальные выставки, кинопоказы Завершать один из самых престижных международных театральных форумов будет Питер Брук, а в самых первых строках олимпийской афиши стоит фамилия российского режиссера . Единственный из России, нашу страну представляет санкт-петербургский Александринский театр, который пригласил польскую публику в Оперный театр Вроцлава на "Маскарад. Вспоминания будущего".
Это первый опыт выезда прославленного спектакля за границу (семьдесят артистов, 360 костюмов, шесть трейлеров декораций), и это масштабное путешествие не только в пространстве, но и во времени: Валерий Фокин при постановке совершил детальную реконструкцию отдельных сцен "Маскарада" 1917 года - самого дорогого и последнего спектакля царской России. И - случай уникальный - добился от актеров специфического дореволюционного интонирования и сценического существования.
В Польше это было оценено очень высоко; после каждого представления зал устраивал петербургским артистам овацию стоя, многие стремились попасть на спектакль дважды. Чтобы сравнить двух актеров в роли Евгения Арбенина: и , еще раз насладиться игрой (Неизвестного) и (Нины), и своими глазами столько раз, сколько это возможно увидеть стиль работы Валерия Фокина. Режиссера в Польше очень известного и любимого - ведь он поставил здесь, в польских театрах, десятки спектаклей по русской классике, преподавал в высшей Краковской театральной школе, был награжден орденом "Глория Артис" - высшей государственной наградой Польши в области литературы и искусства и званием заслуженного деятеля искусств Польши
Единственный из России, нашу страну в Польше представляет Александринский театр
"В "Маскараде" надо было найти, чтобы шла тонкая игра, чтобы чувствовалась культура стиха, музыкальность, и в то же время - что это все по-настоящему, - рассказывал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин "Российской газете". - Артистам было сложно. Но в абсолютно точной воспроизведенной декорации Головина, с тем же музыкальным рядом композитора Глазунова иначе было нельзя. Не получилось бы. Реконструкция, так реконструкция. Актеры тогда по-другому говорили - они вещали.
А у нас все в простоте изъясняются. На сцене разговаривают иногда, как в сериалах А там манера была совершенно другая. У , выдающегося артиста Александринки, например, вся партитура роли Арбенина была размечена карандашом. Где повышение, где пауза. Мы это старались воспроизвести. Я хотел сделать спектакль максимально достоверным - по свету, по декорациям, по звуку. Как будто мы погрузились в тот театр. Впечатление странное и неожиданное: сегодня так не играют, так не ставят, и так не говорят. Это те котурны, против которых мы восставали и уничтожали такую манеру много лет. Я сам принимал в этом участие. Помню, когда был молодой, в "Современнике" мы все время говорили артистам: конкретнее, говорите проще, хватит петь, не надо. , царствие ему небесное, все время это повторял, и , и я, да мы все. И мы добились этой нормальной речи.
А была школа совершенно фантастического звучания, другой постановки голоса. По-другому мизансценировали. Такой культуры теперь нет. И не так просто было ее сегодня воспроизвести.
Но это было жутко интересно. Ощущение, что ты зашел куда-то в другой век. Нам помогали голоса прошлого. Монологи Юрьева - Арбенина. Проходил конкурс. Мне хотелось, чтобы его голос вдруг слился и был подхвачен голосом современного артиста, и перешел в живую жизнь. А между этими сценами был современный вход в материал... Самое сложное, тогда ведь не только вещали интонационно, они же все это проживали. Мейерхольд этого добивался, писал, что за яркой формой обязательно должны скрываться настоящие страсти. И когда, опять же, читаешь заметки Юрьева о роли, с одной стороны, размечена партитура, а с другой он четко, прямо по Станиславскому пишет про обстоятельства роли: что проживает Арбенин в этот момент, как он относится к Нине. Что для него эта Нина - как последний шанс в жизни измениться "
Надо отметить, что шанс если не измениться, то узнать что-то новое о русском театре вообще, Мейерхольде в частности и Валерии Фокине в особенности, с приездом Александринки в польской театральной среде использовался по максимуму. На мастер-классы Валерия Фокина организаторам с польской стороны при составлении списков участников даже пришлось проводить отдельный творческий конкурс среди молодых режиссеров - так велико было количество желающих.
Справка "РГ"
Театральная олимпиада проходит в разных городах мира. Первая состоялась в 1995 году в центре древнегреческой цивилизации - городе Дельфы, в дальнейшем театральный симпозиум проводился через промежутки времени в таких городах, как Сидзуока (1999), Москва (2001), Стамбул (2006), Сеул (2010) и Пекин (2014). В 2018 году Театральную олимпиаду примет Индия.
Во Вроцлаве - культурной столице Европы 2016 года - олимпийские театральные площадки разбросаны по всему городу. Всего их более сорока - театры, маленькие студии и даже старая пекарня и недействующая заброшенная железнодорожная станция.
Центр фестиваля в Польше - Институт имени Ежи Гротовского. Режиссер-реформатор, стоящий в одном ряду со Станиславским и Мейерхольдом, отстаивал принцип: театр - это священнодействие. А его фраза "Мир как место правды" стала девизом смотра.
Постановки Валерия Фокина в Польше
1976 год - В.Розов "Четыре капли" (Театр им. Кохановского, г. Ополе)
1978 - А.Вампилов "Старший сын" (Театр им. Кохановского, г. Ополе)
1980 - Н.Гоголь "Ревизор" (Театр им.Ст. Ярача, г. Лодзь)
1991 - Н.Гоголь "Женитьба" (Театр им. Ст. Ярача, г.Лодзь)
1992 - В.Набоков "Приглашение на казнь" телеспектакль (TV-центр, г. Лодзь)
1993 - Н.Гоголь "Мертвые души" (Театр им.Ю.Словацкого, г. Краков)
1993 - М.Горький "Васса Железнова" (Высшая актерская школа, г. Краков)
1993 - Ф.Достоевский "Бобок" (Театр им.Ю.Словацкого, г. Краков)
1994 - А.Островский "Наш человек" (Театр им.Ю.Словацкого, г. Краков)
1998 - А.Островский "Наш человек" (по пьесе "На всякого мудреца довольно простоты") (Театр Польский, г. Вроцлав)
2001 - А.Чехов "Свадьба" (Театр им. Ст. Ярача, г. Лодзь)