Войти в почту

Акустические впечатления для культурных людей: ГМИИ приглашает на необычную выставку

Усадьба Голицыных на Волхонке превратилась в "Дом впечатлений". Музей изобразительных искусств имени Пушкина приглашает туда на "Прогулку с трубадуром". Только вместо средневековых менестрелей – современные мастера, которые творят на стыке музыки и изобразительного искусства. ГМИИ имени Пушкина открывает выставку "Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром" в усадьбе Голицыных. В экспозиции работы "новых трубадуров" — мастеров мультимедиа инсталляций. Музыкант и композитор Петр Айду. Усадьбу князей Голицыных до 2015 года занимал Институт философии РАН. После реставрации, которая начнется весной 2017 года, в усадьбе разместят коллекцию импрессионистов. "Лабиринт для ушей" — так Петр Айду называет свою инсталляцию. Если закрыть глаза, кажется, будто гуляешь под дождем по осеннему лесу, а под ногами шуршит листва. Но закрывать глаза автор не рекомендует – можно больно удариться обо что-нибудь головой. Только так можно услышать, как поет этот "звуковой лес" из бумаги, бамбука и металлических прутьев. Его музыкант-экспериментатор вырастил в бывшей библиотеке Института философии РАН, который весной навсегда покинул усадьбу Голицыных. 7 лет длились имущественные споры, прежде чем особняк 18-го века окончательно остался за Музеем изобразительных искусств имени Пушкина. "Этот дом, собственно, в котором мы находимся, перед тем, как сюда въедут наши коллекции, и мы будем показывать импрессионистов и постимпрессионистов – мы помним, что "impression" и есть "впечатление" — он называется "Домом впечатлений" в широком смысле слова", — отметила Марина Лошак, генеральный директор ГМИИ имени А.С. Пушкина. "Дом впечатлений" прежде всего акустических – звук очень резкий — для визуальных не хватает реставрации, ее начнут следующей весной. Поэтому, так кстати приглушенный свет и – это подзаголовок выставки — "Прогулка с трубадуром". Как, например, американец Гари Хилл, который песни на стихи Поля Верлена в исполнении рокеров 70-х перевел в электроволны – метафорические фибры души. Или авангардный режиссер из Нью-Йорка Йонас Мекас с "Квартетом разрушений", где катастрофа 11 сентября вторит сносу Берлинской стены. Но только трубадур из России – Семен Александровский – заставит посетителей действительно прогуляться. "Я записал звук, как я иду по европейским музеям – это музеи Парижа, Амстердама и Венеции. И зритель выбирает одну из этих записей, надевает наушники, и он как будто бы оказывается акустически в другом пространстве", — рассказал Семен Александровский, режиссер. Казалось бы, причем тут трубадуры? Сравнение простое: носители высокой культуры, средневековые менестрели пели так, чтоб было понятно и знати, и народу. Вот и их преемники в 21 веке стремятся найти язык для пересказа элитарного искусства массовому зрителю. Который любит такие выставки, где все можно потрогать и испытать.