Перспектива и ретроспектива
Ай Вэйвэй в Музее кикладского искусства Выставка современное искусство В Афинском музее кикладского искусства завершилась выставка знаменитого китайского художника "Ай Вэйвэй на Кикладах". Ее посетил АНДРЕЙ ПЛАХОВ. Этот музей, возникший из частной коллекции семьи Гуландрис, размещен в старом особняке и пристроенном к нему четырехэтажном здании в самом центре Афин. Он привлекает любителей античности своей интимной атмосферой, которая как нельзя лучше подходит для демонстрации экспонатов древней культуры Кикладских островов, расположенных в южной части Эгейского моря. Восхищают своим мудрым наивным совершенством абстрактные, без подробностей, человеческие фигурки, датированные третьим тысячелетием до н. э., особенно женские, похожие своими обтекаемыми формами на изящные скрипки. Они заметно отличаются от критских, микенских и более поздних афинских аналогов, будучи гораздо ближе, нежели к западноевропейской или восточной классике, к модернизму ХХ века. Недаром в них черпали вдохновение Модильяни, Пикассо, Бранкузи и Джакометти. Ай Вэйвэй пошел по тем же стопам, но своим маршрутом. По приглашению Музея кикладского искусства в декабре 2015 года художник отправился на остров Лесбос, где достигла апогея кризисная ситуация с беженцами. Лесбос расположен севернее Киклад, но именно на этом острове разыгрывается в наши дни гуманитарная драма, имеющая и свой культурный аспект, способная породить "Илиаду" и "Одиссею" нового времени. Ай Вэйвэй знаменит как автор грандиозных мультимедийных проектов, в структуре которых фотография и кино занимают важное место: недаром он учился в той же киношколе, что и классики китайского кинематографа Чжан Имоу и Чэнь Кайгэ. В первом же зале музея выставлены мониторы: на них можно увидеть кадры неспокойного моря и хрупкие спасательные лодки. Рядом огромное панно "Айфон-обои" -- коллаж из 12 с лишним тысяч снимков, сделанных художником на телефон с января по апрель 2016 года. Женщины выносят своих детей из морской пучины, люди, оказавшись на твердой почве после тяжких испытаний, целуют землю. Картину дополняют фотографии греческих фотографов из фотособщества "Митилена" -- Элиаса Марку, Стратиса Цулеллиса, Михалиса Бакаса. Эта коллективная работа под руководством Ай Вэйвэя была проведена с целью задокументировать важнейшее историческое событие начала третьего тысячелетия -- новое переселение народов. А также благородство жителей Лесбоса, которые даже числились в этом году главными кандидатами на Нобелевскую премию мира, но увы. После конфликта с властями у себя на родине, пережитого заключения и невыездного статуса Ай Вэйвэй -- "китайский Энди Уорхол" -- еще больше упрочил свою международную репутацию. Его выставки проводятся нынче повсюду -- от Венеции до Лондона и Амстердама, да и за пределами Европы тоже. Часто художника упрекают в попсовом характере проектов, поставленных на коммерческий поток. Признаться, и я с некоторым скепсисом наблюдал его греческую одиссею, но в конечном счете был покорен печальным остроумием культурной цепочки, которую выстроил Вэйвэй между древнейшими цивилизациями Греции, родного Китая и современными гуманитарными вызовами, который переживают эти страны. На выставке есть прославленные работы художника, преимущественно из дерева и мрамора -- типа "Маски". Напоминающая противогаз маска на мраморной "гробнице" вызывает ассоциацию с памятниками безымянным героям эпохи коммунизма, но это же -- образ новой, стирающей личность униформы времен экологического кризиса. Рядом -- фарфоровые слепки фрагментов костей жертв китайской "культурной революции" ("Останки"). Несколько работ выполнено специально для выставки. "Слезная бутылка" появилась после того, как полиция Македонии применила слезоточивый газ против мигрантов на греческой границе. Рядом с газовыми баллонами стоят китайские вазы для траурных слез. Тотем человечности -- и символ полной ее потери. "Шина" -- опять же переформатированная в пафосный мрамор автомобильная покрышка: такие бросали беженцам в воды Эгейского моря. Это не только парафраз дюшановского писсуара, но и напоминание о погибших на пути к Лесбосу. Одним из них стал сирийский ребенок Айлан Курди: ему, как и многим другим беженцам, организаторы человеческого трафика выдали бракованные спасательные жилеты. Силуэт Айлана воспроизведен в инсталляции "Флаги", которая встречает посетителей на лестнице музея: флаги Греции и Евросоюза соседствуют с "теневыми", напоминающими серебристые теплозащитные одеяла, которые раздают переселенцам. Ключевой работой выставки можно считать "Стоящую фигуру". Стройная элегантная мужская фигура с "треугольниками" носа и маленьких грудей напоминает древние экспонаты с острова Наксос, но по сравнению со своими деликатными прообразами радикально увеличена в размере. Шесть месяцев художник вырезал эту фигуру из цельного блока мрамора. Между ног мужчины зажата греческая ваза. Этот образ отсылает к очень близкой автору теме разрушения артефактов во время китайской "культурной революции": в знаменитой фотосерии из рук художника падает и разбивается урна династии Хань. Прослеживая связь культур Китая и Греции, Ай Вэйвэй показывает различие их отношения к своему прошлому. Есть на выставке и широко известная благодаря интернету фотосерия художника "Изучение перспективы": он выставляет на передний план свой средний палец, а пассивным фоном делает топовые туристические объекты -- от площади Тяньаньмэнь до Рейхстага и Колизея. Впрочем, и эта "попсовая" вещь смотрится в греческом контексте иначе, иллюстрируя связь между перспективой и ретроспективой.