Лучшее место на свете Истоки этой «творческой свары» можно откопать в 90-х годах прошлого века. В 1994-м из-за пожара хабаровский художник Сталентин Акимович Прудников потерял не только мастерскую, но и свои работы. В те времена, когда расчищали территорию под элитную застройку, бывало и с людьми дома сжигали. Но тут повезло – просто вынесли все. «Даже тисочки с верстака скрутили», - сокрушается до сих пор Прудников. Сейчас на месте сгоревшей постройки красуется премиленький домик, в коем Сталентину Акимычу, вроде бы, были обещаны площади под новую мастерскую. Не срослось, но ХКОО СХР не оставила в беде коллегу: в 1998 году выделила творческую студию. На 13 этаже под крышей дома по адресу ул. Льва Толстого, 36 вышедший на пенсию Сталентин Акимович и творил вплоть до весны 2015 года. Пока коллеги по цеху, куда входят заслуженные и уважаемые художники, не решили, что Прудников не достоин творческой студии. Формально они правы. Семидесятисемилетний Сталентин Прудников хоть и имеет трудовой стаж в 60 лет, членом Союза художников России не является. Не имеет законченного высшего художественного образования, его картины крайне редко (если не сказать больше) выставляются в галереях. «Отдельные члены СХР на почве личной неприязни ко мне решили, что меня вот так просто можно выкинуть на улицу с моими работами, с моим богатым опытом. У меня есть очень много творческих задумок для их реализации», - с горечью говорит Сталентин Акимович. Не краской единой Вполне возможно, что свою в роль в отказе продолжения договора аренды мастерской сыграло еще и то, что Сталентин Акимович не только художник, но и дизайнер. В творческом его багаже масса оформленных музейных комнат, стендов и больших собраний. Комсомольск-на-Амуре: уменьшенная копия боевого истребителя СУ-35, вывешенная в городском музее, стала визитной карточкой города. Диорама в музее Переяславки, штольня «Ургал-1» в музее Ургала, Чернореченский музей с диорамой «Дача Плюснина». А сколько нереализованных замыслов… Те же проекты реконструкции театра драмы в Хабаровске, военно-исторического музея. В свое время Прудников работал в творческих коллективах при создании монументальных работ, мозаик, больших площадных рельефов, чеканки, металлопластики для фасадов общественных зданий. А как же кисти, краски, холст, картины? Их (картин) только в студии на 13 этаже порядка 300. И это все не сегодня завтра будет выброшено. Нисколько не преувеличиваю: на руках у Прудникова постановление об исполнительном производстве о его выселении из творческой студии после 19 октября 2016 года. Да, по формальному признаку, а точнее, по закону Прудников может быть выселен. Но в данной ситуации есть и моральная сторона. Заслуженный человек, художник, человек с золотыми руками вправе надеяться на справедливую и заслуженную оценку своей деятельности. Но на нашем полотне появляется еще один персонаж - молодая художница, что в Москве закончила престижное учебное заведение. У нее маститые покровители. И ей тоже нужна студия. А студий сегодня не хватает. Слово мастера боится Председатель правления ХКОО СХР Николай Акишкин с горечью в голосе подтвердил: за последние 25 лет для художников не сдано ни единого метра. Все площади заняты еще при советской власти. «За что товарищу Черному большое спасибо», - замечает Николай Сергеевич. Мол, сейчас многие художники вынуждены творить в гораздо худших условиях, чем те, что имеет Прудников, делить одну мастерскую на двоих. А некоторые вынуждены писать свои полотна вообще или в съемных помещениях, или в гаражах. «И это члены ХКОО СХР, которые участвовали и участвуют в выставках, в то время как Прудников выставлял свои картины за все время два раза», - с возмущением в голосе продолжает художник Акишкин. Мол, все дело в низком уровне мастерства Сталентина Акимовича, и это мнение не кого-то лично: картины для выставок отбирает московская комиссия. «Вот есть такой художник Алексей Авдеев, начинал перерисовкой фотографий. Но постоянно повышал свой творческий и образовательный уровень, и вот он результат - его приняли в нашу общественную организацию, - говорит председатель правления хабаровских художников. - Ничего не мешало повышать свой уровень и Прудникову». По словам Николая Сергеевича выходит, что Сталентина Акимовича заранее уведомляли о расторжении контракта на аренду помещения. И действительно, это помещение было предназначено для стипендиата, которого ХКОО СХР «пестовала» в течение шести лет во время учебы в Строгановской академии. Девушке есть чем гордиться: ее монументальное полотно «Русская музыка под стенами рейхстага» получило высокую оценку Коммунистической фракции парламента РФ. И она является членом ХКОО СХР. Так что общественная организация хабаровских художников вправе расторгнуть договор с Прудниковым на аренду творческой студии. Сталентин Акимович с лёгкостью может быть выброшен на улицу. А его полотна, макеты и иные результаты работы окажутся в лучшем случае на складе ХКОО СХР. А в худшем - на ближайшей помойке. Не верите? Уже есть подобные случаи. Не зря же несколько десятков молодых (и не очень) амбициозных художников отделились от «сплоченной группы товарищей» и образовали альтернативный творческий союз. Все уменьшающийся размер материальных благ (ничего личного, просто бизнес) заставляет все чаще идти ва-банк. «Я буду вынужден пойти на крайние меры, вплоть до суицида, исходя из сложившейся ситуации», - написал в своем обращении в СМИ С.А. Прудников. Он пытался как-то урегулировать ситуацию в досудебном порядке: «Я просил ХКОО СХР, чтобы мне предоставили возможность напрямую заключить договор аренды творческой студии с арендодателем, ОАО «Центр инновационных технологий». ХКОО СХР отказала мне в этом». «ЦИТ» принадлежат все подобные площади, ХКОО СХР берет их в аренду и сдает в субаренду художникам. Понятно, что никому не хочется терять рычаг влияния и создавать прецедент. Но что мешает пойти на урегулирование данной ситуации? Сталентин Акимович просит, чтобы ХКОО СХР ему была предоставлена отсрочка на год на исполнение судебного решения. Никто не хочет идти на уступки - на кону солидные ставки. Но как-то мерзко выходит: чтобы поддерживать молодой талант, надо загубить уже имеющиеся достижения? Какое же это творческое развитие? Стагнация, за которой упадок нравственности. Может, не надо тратить столько времени и сил на обсуждение довольно отдаленных проектов по развитию культуры в крае? Может, стоит ее поддержать? Хотя бы здесь и сейчас решить проблему нехватки творческих мастерских. Просто не поверю, что в бурно строящемся Хабаровске не найдется 30 квадратных метров под еще одну художественную мастерскую. Андрей Дунаевский

Вы рисуйте, вам зачтется
© Молодой дальневосточник XXI век