В Москву на месяц привезли Боттичелли
Пока в МАММе гости восхищаются ретроспективной выставкой Александра Родченко, в соседней галерее Зураба Церетели показывают самую значимую работу мастера, выставленную на торги за последние 30 лет. Это дело рук Sotheby's, который уловил тренд сезона, неравнодушного к Айвазовскому и итальянцам. От последних здесь выступает сам Боттичелли. Его тондо (круглая по форме картина) с Мадонной завораживает тонко переданным религиозным сюжетом. Чисто ренессансная композиция, на которой доминирует Богородица, к ее плечам благоговейно склоняются ангел с книгой и Иоанн-Креститель, покровитель Флоренции, где работал художник. – Картина написана в конце жизни Боттичелли, когда он начал пользоваться масляной краской, – объясняет глава отдела старых мастеров в Нью-Йорке Кристофер Апостл. – На такие крупные сюжеты с Мадоннами в ту пору была мода, часто в мастерские заглядывали богачи и покупали готовые работы. Боттичелли рисовал много таких, надо ж было ему на что-то жить. Но он делал это от души: Образ Мадонны по чистоте лика можно сопоставить с русскими иконами». С Боттичелли соседствует мрачный натюрморт Диего Веласкеса, где кухня застигнута врасплох: жаровня отдыхает, ступки, керамическая посуда валяются где попало, баклажаны скучают на блюде, кувшин украшает пустой деревянный стол. – Похоже, что это написано Веласкисом примерно в 15-16 лет, – продолжает г-н Апостл. – Он был, как Моцарт, юным гением, работал в студии известного в Севильи художника Франсиско Пачеко. Там Веласкес научился с особой страстью, вкусно и точно выписывать детали бытовых предметов, например глиняную посуду. Но этот натюрморт Веласкес писал не один, ему помогал ученик Алонсо Кано. Разность рук почувствуется, если отойти на два шага влево: откроется вторая композиция полотна. Дальше по курсу – Иван Айвазовский и его не особо примечательное, хотя и редко появляющееся на торгах, побережье Ялты. Куда интереснее пейзажы Ивана Похитонова. «Охота на перепела» пастельных оттенков справедливо считается лучшей из когда-либо выставлявшихся на аукционе работ русского периода в творчестве художника. Живущий в Бельгии и преследуемый страхом навсегда остаться чужаком, Похитонов во второй половине жизни все чаще наезжал в Россию, где много рисовал. Идиллическое изображение лугов, богато усыпанных цветами, неспроста напоминает описания со страниц «Записок охотника» Тургенева. Писатель был крестным отцом старшей дочери художника Веры. Ей Иван Сергеевич подарил картину «Вечер», которой был первым владельцем. Она не выставлялась для публики с 1882 года, то есть, после участия в большой выставке в парижской галерее Жоржа Пети. – После Революции и потрясений 1917 года Россия наслаждалась несколькими короткими годами невероятной свободы искусства, невиданной ни до, ни после этого, – отмечает глава аукциона русской живописи Sotheby's Рето Барметтлер. – Глоток свободы вылился в творческий подъем, который распространился на все направления. Конструкция №95 Александра Родченко – шедевр этого периода; занимает особое место в творчестве художника и в наследии русского авангарда. Конструкция представляет собой полотно ржавого цвета, на котором лимонный квадрат из прямых и четких линий висит на не менее прямых, но уже черных полосках. Вскоре после написания этой работы Родченко объявил, что краски и кисти вышли из моды, ее инструментами теперь стали «пресс, валик, линейка, циркуль». Как основатель конструктивизма он верил, что искусство должно быть средством производства, а не выразительности. Родченко и его жена Варвара Степанова были близки с Василием Кандинским. Во время создания конструкции №95 супруги жили в московском доме его семьи. Хотя молодые представители русского авангарда отрицали духовный мистицизм старшего поколения художников, влияние Кандинского проявляется в использовании Родченко красного и желтого цветов. Такой же желтый предстает на рисунке Варвары Степановой для ткани, разместившемся рядом с «Отчетливой связью» Кандинского. Ну и справедливо замыкает галерею авангардистов черный квадрат с белым конусом Малевича.