К 500-летию со дня смерти Иеронима Босха Эрмитаж представил только что отреставрированную копию одного из самых таинственных шедевров мировой живописи. Неизвестный последователь воспроизвел серединную часть босховского триптиха «Сад земных наслаждений», который хранится в мадридском музее «Прадо». Точной копией эрмитажную картину назвать нельзя: она значительно меньше оригинала, и неизвестному художнику пришлось сократить количество изображаемых фигур. В оригинале изображение более графично, в эрмитажном варианте — более объемно и живописно. Но учитывая, что российские музеи не могут похвастаться наличием хотя бы одного произведения мастера Северного Возрождения, выставка заслуживает внимания. Реставраторы выяснили, что картина создана в XVI веке и писалась, скорее всего, с босховского оригинала на территории Нидерландов. То есть до того, как в 1568 году все имущество Вильгельма I Оранского было конфисковано, и принадлежащий ему оригинал «Сада земных наслаждений» оказался в Мадриде. Приглашенный из Германии профессор Питер Кляйн провел дендрохронологический анализ, чтобы установить время произрастания дерева, из которого сделана основа картины. Исследование годичных колец, ширина которых варьируется в зависимости от климата, позволяет предположить: картина написана в середине XVI века, скорее всего — в 1556 году. Представленная петербуржцам картина никогда не выставлялась в России и не публиковалась в каталогах. Экспозиция Эрмитажа позволяет не только увидеть саму работу, но и узнать историю ее распознания и реставрации — в Большом зале Дворца Меншикова, где проходит выставка, демонстрируются соответствующие фотографии и видеофильм. — Картина поступила в наш музей в 1922 году после того, как частные собрания были национализированы, — рассказал Николай Зыков, хранитель нидерландской живописи XV-XVI веков отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа. — Бывшие владельцы для придания «товарного» вида покрыли картину слоем масла или олифы, и со временем блестящее покрытие впитало грязь и потемнело... Когда в ходе реставрации картину очистили от загрязнений, совершенно изменилось впечатление о колорите. — Если до расчистки цвет волос персонажей казался одинаковым, то после выяснилось, что здесь брюнеты, блондины и шатены, — заметил Валерий Бровкин, реставратор картины, специалист Лаборатории реставрации станковой живописи Эрмитажа. Также оказалось, что ткани, прикрывавшие интимные места обнаженных людей, «дорисованы» позже — не автором. Видимо, кто-то, живший в более поздней эпохе, счел полностью нагие фигуры «срамными», и эта коллизия прекрасно рифмуется с нынешними спорами о границах дозволенного в искусстве. Выставка открыта до 15 января 2017 года.