Сергей Осадчий. Жизнь у станка

Именно ему пришла идея объединить легендарные роковые композиции и симфонический оркестр на сцене Хабаровской краевой филармонии. Заслуженный артист России, художественный руководитель Государственного концертного ансамбля «Дальний Восток» обычно не дает интервью, но с нами встретиться согласился. И даже провел мини-экскурсию по балетному классу. Сергей встречает меня в небольшом уютном кабинете под крышей Хабаровской краевой филармонии. Он не страдает манией величия и противится всяким интервью. Поэтому наш разговор – больше обмен мнениями, чем ответы на поставленные вопросы. Тему необходимости строительства в Хабаровске театра оперы и балета в очередной раз мне поднимать не хочется - вот уже который месяц подряд споры идут. Но Сергей Осадчий начинает именно с нее: - Это так же, как выяснять: а нужно ли Хабаровску метро? А может, стоит подумать, а нужно ли онкологическому центру более современное оборудование и дорогие лекарства? И, может, стоило бы врачей отправлять на стажировку за границу? Есть «хочу», а есть «могу». Может, стоит разобраться с тем, что уже имеется? Пусть Владивостокский театр обслуживает нас, а мы будем отправлять на гастроли наш краевой Музыкальный театр и ТЮЗ. На два региона жителей по численности будет примерно столько же, сколько проживает в Питере. На три миллиона людей два театра оперы и балеты - много. Кажется, Сергей прав. Для того чтобы построили этот театр, налоги будут платить жители всего края. Но большой вопрос: а будет ли он гастролировать в Мухене, Полетном, Вяземском? Не каждый ценитель высокого искусства сможет приобрести билет за двадцать тысяч, а иначе проект не окупится. - Ведь жителей малых поселений нашего края мало заботит театр оперы и балета, согласны со мной? Многие из них понимают, что никогда не смогут позволить себе там побывать. А вот то, что в селе отремонтировали ДК, событие значимое, - поддерживаю своего собеседника. - Конечно, вы правы. Без оперы в Мухене прожить могут, а вот без нормальной дороги -трудновато. Но если сейчас спросить у людей на улице о необходимости такой постройки, все проголосуют «за». А потом мы добавим, что для этого каждому необходимо урезать зарплату на 20%. И тут уже каждый задумается, - аргументирует Осадчий. Выпив чая, мы перемещаемся в балетный класс, где репетиция в самом разгаре. Вроде бы все как положено: балетный станок, зеркало, огромные окна. Но в глаза бросаются фотографии выдающихся танцоров, балетмейстеров, музыкантов. Я жду, когда стихнет музыка, артисты примут статичное положение, чтобы спросить, кто это сюда повесил и зачем. - Все просто. Фотографии повесил я сам. Это люди, которые для меня являются знаковыми фигурами в искусстве. Каждый из них - как яркая звезда в небе. Молодые ребята, когда приходят на репетицию, должны смотреть на эти портреты и стремиться быть такими же, - утоляет мое любопытство Сергей. Рассматривая фото Михаила Барышникова, вспоминаю, как первый раз увидела «Лебединое озеро» в Александринском театре: - Для меня балетное искусство всегда стояло особняком. На сколько нужно обладать своим телом, чтоб только с его помощью уметь передать безграничное множество эмоций и чувств. К сожалению, все чаще слышим об упадке современного искусства, в частности балетного. Во многих учреждениях культуры стоит кадровый вопрос. Ансамбль «Дальний Восток» он тоже не обошел стороной? - Если посмотреть на балет. Мужчин-танцоров у меня 15 человек, но набор осуществлялся с трудом, - рассуждает Сергей Осадчий. - Институты искусств выпускают сейчас очень мало танцоров. Молодое поколение должно готовиться в несколько раз лучше, чем когда я учился. Иногда я сталкиваюсь с очень низким уровнем подготовки - таких бы в мое время на работу не взяли. Мы не можем в этом обвинять Институт культуры. Давайте посмотрим: кто идет туда учиться? Хороший показатель – финальные концерты фестивалей «Студенческая весна». Ведь среди победителей студенты других вузов. И это говорит о том, что люди, у которых есть творческие способности, идут получать другое образование, чтоб подстраховаться. Ведь с талантом в театр их всегда возьмут. Кстати, любимый театр Сергея Владимировича – ТЮЗ, со своей неповторимой эстетикой и драматургией. По его словам, у этого театра есть единый коллектив с общей целью. Пусть каждый актер индивидуален, но думают они об одном. И тут я соглашусь со своим собеседником: многие мои коллеги выделяют ТЮЗ за нестандартный подход к классике. Вспомнить только спектакль «Юдифь» с брызгами, капустными ошметками и мурашками на коже. Облокотившись на балетный станок и любуясь замерзающим Амуром, мы с Сергеем Владимировичем продолжаем беседу о «Дальнем Востоке». - Не так давно Государственный концертный ансамбль «Дальний Восток» вернулся с гастролей из Китая, где публика их любит и ждет каждый год. В чем же секрет такого успеха? Какие номера там заказывают? - Да, не так давно мы работали в Большом театре в Шанхае. Принимали нас на ура! Льстит, конечно, что сначала мы выступали, а потом Гергиев. «Дальний Восток» показал 12 номеров на китайском языке. Китайцам очень нравится смотреть, как «белые» поют по-китайски. Им важно узнавать мелодию и песню, поэтому они каждый год заказывают «Подмосковные вечера». Удивительно поет «Кукушечку» наша Вероника Давыдова. Здорово, что помимо филармонической деятельности у нее есть свой акустический проект «О2». Благодаря ему она реализовывает себя как солистка, исполняет то, что не может спеть в рамках филармонической деятельности. И так у многих наших участников ансамбля, кстати. Ведь у меня 18 вокалистов и 33 танцовщика. Если сольно каждый будет выступать на сцене, то наш концерт будет длиться месяц. Репертуар для ансамбля составляется за год. Каждый сезон коллектив готовит сюрпризы для своего зрителя. В конце октября закончилась серия концертов «Калейдоскоп» на основе советской и народной музыки. Скоро можно будет увидеть программу «На крыльях мечты» - по народным мотивам. А в декабре всех ждет серьезный большой концерт «Классика рока» с симфоническим оркестром. Дирижировать будет Руслан Антипинский. Пришедшие на концерт смогут услышать песни Queen, Led Zeppelin, Deep Purple и многих других легендарных исполнителей. Идея такого концерта возникла у Сергея Осадчего еще в 2008 году, но возможность реализовать ее возникла только сейчас. Особо из нашей встречи мне запали в душу следующие слова: «Мои ребята выкладываются по максимуму, работая с десяти до пяти без обеда. Мне часто говорят, что я должен гордиться своими питомцами, которые танцуют в ансамбле танца «Березка», в ансамбле танца Моисеева. Я буду гордиться, когда в мой коллектив будут приезжать из ансамбля Моисеева, из театра балета Эйфмана». Они как нельзя лучше показывают, что Сергей Осадчий - настоящий трудоголик, который болеет за своё дело и трепетно относится к своим ансамблевым воспитанникам. В конце октября ансамблю «Дальний Восток» исполнилось 38 лет. Мы поздравляем творческий коллектив и художественного руководителя и с нетерпением ждем рОковой премьеры в декабре! Тамара Васина Фото автора

Сергей Осадчий. Жизнь у станка
© Молодой дальневосточник XXI век